3.2.2. Порядок выявления детей, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства
С учетом положений статьи 122 Семейного кодекса Российской Федерации выявление детей, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, осуществляется по результатам обследования условий жизни детей и их семей (далее - обследование), которое проводится работником (работниками) организации по месту фактического нахождения детей с целью установления факта наличия или отсутствия родительского попечения над ребенком (детьми).
Обстоятельства, при наличии которых дети считаются оставшимися без попечения родителей, предусмотрены статьей 121 Семейного кодекса РФ <1>.
--------------------------------
<1> Согласно пункту 1 статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации ребенок признается оставшимся без попечения родителей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.
Порядок проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей установлен приказом Минобрнауки России от 14 сентября 2009 г. N 334.
Обследование должно быть проведено в течение 3 дней со дня поступления в организацию устных и письменных обращений юридических и физических лиц, содержащих сведений о детях, оставшихся без попечения родителей. При проведении обследования работниками организации должны быть выявлены:
1) уровень обеспечения основных потребностей ребенка, в том числе:
а) состояние здоровья: общая визуальная оценка уровня физического развития и его соответствие возрасту ребенка, наличие заболеваний, особых потребностей в медицинском обслуживании, лекарственном обеспечении; наличие признаков физического и (или) психического насилия над ребенком;
б) внешний вид: соблюдение норм личной гигиены ребенка, наличие, качество и состояние одежды и обуви, ее соответствие сезону, а также возрасту и полу ребенка и так далее;
в) социальная адаптации ребенка: наличие навыков общения с окружающими, навыков самообслуживания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка, адекватность поведения ребенка в различной обстановке и так далее;
г) воспитание и образование: форма освоения образовательных программ, посещение образовательных учреждений, в том числе учреждений дополнительного образования детей; успехи и проблемы в освоении образовательных программ в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка;
д) режим дня ребенка: (режим сна, питания, их соответствие возрасту и индивидуальным особенностям), организация свободного времени и отдыха ребенка; наличие развивающей и обучающей среды;
КонсультантПлюс: примечание.
Нумерация подпунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
д) обеспечение безопасности: отсутствие доступа к опасным предметам в быту, медикаментам, электроприборам, газу и т.п., риск нанесения ребенку вреда как в домашних условиях, так и вне дома;
е) удовлетворение эмоциональных потребностей ребенка;
2) семейное окружение ребенка, в том числе:
а) состав семьи, кто фактически осуществляет уход и надзор за ребенком; наличие и место жительства близких родственников ребенка, степень участия родителей и других совместно проживающих лиц, родственников в воспитании и содержании ребенка; степень привязанности и отношения ребенка с родителями и членами семьи;
б) отношения, сложившиеся между членами семьи, их характер; особенности общения с детьми, детей между собой; семейные ценности, традиции, семейная история, уклад жизни семьи, распределение ролей в семье, круг общения родителей; социальные связи ребенка и его семьи с соседями, знакомыми, контакты ребенка со сверстниками, педагогами, воспитателями;
3) жилищно-бытовые и имущественные условия, в том числе:
а) жилищно-бытовые условия, в которых проживает ребенок: наличие и принадлежность жилого помещения, его общая и жилая площадь, количество комнат, благоустройство и санитарно-гигиеническое состояние; наличие у ребенка отдельного оборудованного места (комнаты, уголка) для сна, игр, занятий и так далее;
б) структура доходов семьи: основные источники дохода (доходы родителей и иных членов семьи, алименты, пенсии, пособия, иные социальные выплаты); среднемесячный и среднедушевой доход семьи; сведения об имуществе и имущественных правах ребенка; достаточность доходов семьи для обеспечения основных потребностей ребенка (продукты питания, одежда и обувь, медицинское обслуживание, игрушки и игры, печатная и аудиовизуальная продукция, школьно-письменные и канцелярские принадлежности и так далее);
4) наличие обстоятельств, которые создают угрозу жизни и здоровью ребенка, его физическому и нравственному развитию либо нарушают его права и охраняемые законом интересы; факты пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации ребенка, физического или психического насилия над ребенком, покушения на его половую неприкосновенность.
В процессе обследования работникам организации следует использовать различные доступные формы получения сведений, включая такие формы, как:
беседа с ребенком, его родителями и другими членами семьи;
опрос лиц, располагающих данными о взаимоотношениях родителей с ребенком, их поведении в быту;
изучение документов, учебных и творческих работ ребенка и др.
При проведении обследования в целях защиты прав ребенка, его родителей родственников и других граждан должна быть обеспечена конфиденциальность их персональных данных.
По результатам обследования работники организации обязаны составить акт обследования условий жизни ребенка и его семьи (далее - акт обследования) <1>.
--------------------------------
<1> Форма акта обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи утверждена приказом Минобрнауки России от 14 сентября 2009 г. N 334 (приложение N 3).
В акте обследования в обязательном порядке отражаются:
оценка выявленных в ходе обследования обстоятельств, касающихся уровня обеспечения основных потребностей ребенка, его семейного окружения, жилищно-бытовых и имущественных условий, а также обстоятельств, создающих угрозу жизни и здоровью ребенка, его физическому и нравственному развитию либо нарушающих его права и охраняемые законом интересы;
выводы о наличии условий, представляющих угрозу жизни или здоровью ребенка либо препятствующих его нормальному воспитанию и развитию;
выводы о наличии обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над ребенком;
рекомендации о форме защиты прав и законных интересов ребенка.
Акт обследования должен быть подписан проводившим обследование работником организации и утвержден руководителем организации.
Срок оформления акта обследования - в течение 3 дней со дня проведения обследования.
Акт обследования оформляется в 2 экземплярах, один из которых направляется в соответствующий орган опеки и попечительства в течение одного дня, следующего за днем его утверждения, второй хранится в организации.
Копия акта обследования, заверенная руководителем организации, в течение 3 дней со дня его утверждения направляется родителям (законным представителям) ребенка (при наличии сведений о месте их жительства или пребывания), которые вправе оспорить указанный акт в судебном порядке.
При выявлении по результатам обследования обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над ребенком, организация обязана сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка в течение одного дня, следующего за днем проведения обследования, для принятия в установленном порядке мер по обеспечению защиты прав и интересов ребенка.
При осуществлении деятельности по выявлению детей, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, необходимо учитывать, что пункт 1 статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации относит к случаям отсутствия родительского попечения в том числе случаи, когда родители своими действиями или бездействием создают условия, представляющие угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующие их нормальному воспитанию и развитию.
Данное обстоятельство обязывает работников организаций, осуществляющих указанное полномочие органов опеки и попечительства, проводить обследование условий жизни и воспитания, в том числе детей, проживающих в таких семьях.
В этом случае содержащиеся в акте обследования рекомендации о форме защиты прав и законных интересов ребенка должны включать предложения о мерах, направленных на предупреждение изъятия ребенка из родной семьи.
В целях обеспечения комплексного подхода к организации работы по оказанию помощи детям и семьям, находящимся в социально опасном положении, в обеспечении приоритетного права ребенка жить и воспитываться в родной семье, целесообразно рассматривать в качестве основных направлений деятельности организации, осуществляющей полномочие органа опеки и попечительства по выявлению детей, нуждающихся в установлении над ними опеки и попечительства, не только собственно выявление детей этой категории, но и проведение коррекционно-реабилитационной работы с такими детьми и их родителями для предупреждения отобрания детей из семьи.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875