Минэкономразвития России разработан Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.

Тарифы на тепловую энергию и услуги водоснабжения и водоотведения

В 2012 году увеличение тарифов на тепловую энергию в июле составило по оценке 5,8% в среднем по России, так как новые тарифы введены не во всех регионах. В сентябре, по предварительной оценке, рост тарифов составит 5 - 6%, что соответствует ограничениям, установленным прогнозом на 2012 год.

Исходя из этого, для потребителей, не перешедших на оплату по показаниям приборов учета, составит 5,1% рост тарифов в среднем за год к предыдущему году, а с учетом постепенного перехода на оплату за тепловую энергию по показаниям приборов учета в IV квартале - примерно 6,5 процента. При этом предполагается, что переход на оплату по показаниям приборов учета в оснащенных ими домах (по оценке, 37% от объема потребляемой теплоэнергии), будет осуществляться с применением механизма сглаживания для предотвращения резкого роста платы граждан в отопительный сезон, предусмотренного вступившими в силу с 1 сентября 2012 г. новыми Правилами предоставления коммунальных услуг (далее - новые Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов". В то же время положениями постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 г. N 857 предусмотрена возможность сохранения субъектом Российской Федерации порядка расчета за тепловую энергию, применявшегося до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354.

Индексация тарифов на тепловую энергию на 2013 год будет осуществлена 1 июля 2013 года в размере 10% в среднем по Российской Федерации, что соответствует среднегодовому повышению тарифа на 10,5 - 12,2% (в зависимости от формы оплаты - линейной или по показаниям счетчиков). При этом Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрено, что решение об установлении тарифов на тепловую энергию на уровне выше установленного ФСТ России предельного максимального уровня, обусловленное необходимостью возмещения затрат на реализацию утвержденных в установленном порядке инвестиционных программ, принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) самостоятельно и не требует согласования с ФСТ России.

В 2014 году индексация тарифов на тепловую энергию сохраняется на определенном ранее уровне 12%, в среднем за год к предыдущему рост тарифов в 2014 году составит 10,9 - 11 процентов.

В 2015 году рост тарифов на тепловую энергию составит 10,8 - 11% в среднем за год к предыдущему году при индексации в июле на 10 процентов.

Указанные параметры роста тарифов на тепловую энергию в 2013 - 2015 гг. представляют собой усредненные показатели в целом по Российской Федерации. При этом рост регулируемых тарифов по регионам будет дифференцирован и по отдельным регионам может превышать средний темп роста по стране. Прежде всего, это связано с видом используемого топлива (газ, уголь, мазут) и схемой теплоснабжения потребителей, а также долей тепла, производимого в комбинированном режиме выработки тепловой и электрической энергии, мероприятиями по сокращению перекрестного субсидирования между производством электрической и тепловой энергии, степенью загрузки установленного оборудования и другими особенностями технологического процесса производства, передачи и распределения тепловой энергии.

На прогнозный период (2013 - 2015 гг.) рост тарифов организаций, осуществляющих производство тепловой энергии, в том числе в режиме комбинированной выработки, определяется с учетом компенсации роста расходов на топливо, ремонты, заработную плату, включения в выручку результатов рассмотрения разногласий и выпадающих доходов отчетного периода. По субъектам Российской Федерации предельный (минимальный) уровень тарифов на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки источниками тепловой энергии генерирующей мощностью 25 МВт и более, должен обеспечивать компенсацию роста расходов (согласно п. п. 19 - 20 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2004 г. N 109). При этом рост тарифов на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки, может превышать предельный рост тарифов на тепловую энергию по субъекту Российской Федерации, при сохранении установленного предельного роста по субъекту Российской Федерации в целом.

Индексация тарифов организаций, предоставляющих услуги по водоснабжению и водоотведению, в 2013 - 2015 гг. также будет осуществляться в июле в размерах, ориентированных на инфляцию (декабрь к декабрю предыдущего года). В 2012 году тарифы проиндексированы дважды - в июле и сентябре по 6 процентов. В 2013 году рост составит 10% в среднем за год к предыдущему году. В 2014 году при условии июльской индексации в меру инфляции тарифы вырастут в среднегодовом выражении на 5,7% и 2015 году на 5,2 процента. Рост тарифов учитывает сокращение объемов потребления холодной воды, обусловленное установкой индивидуальных приборов учета.

Темп роста регулируемых на тарифов в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, составляющих 70% в потребительской корзине коммунальных услуг, учитывая, что рост тарифов на услуги ЖКХ ежегодно вносит в инфляцию свыше 1,1 - 1,5 п.п., ограничивается для недопущения превышения целевого уровня инфляции на период прогноза. При проектируемых параметрах в 2013 году рост тарифов внесет в инфляцию около 1 п.п. (20%), в 2014 - 2015 гг. вклад роста тарифов не будет превышать 0,8 - 0,9 п. пунктов.

Для сдерживания роста тарифов необходимо стимулировать производство тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, вывод из эксплуатации неэффективных источников теплоснабжения и привлечение инвестиций в комплексную модернизацию систем теплоснабжения, в том числе путем применения метода "альтернативной" котельной, предусматривающего ограничение удельных затрат на производство тепловой энергии, который совместно с применением метода доходности инвестированного капитала создает стимулы для вывода из эксплуатации неэффективных источников теплоснабжения и привлечения инвестиций в модернизацию источников теплоснабжения.