Документ не применяется. Подробнее см. Справку

1. Общее описание рассматриваемого регулирования

1.1. Нормативным актом утверждена Инструкция по осуществлению пробирного надзора (далее - Инструкция).

В соответствии с Федеральным законом от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (далее - закон N 41-ФЗ) в России действует монополия на осуществление пробирного надзора, осуществляемого Федеральным казенным учреждением "Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации" (ФКУ "Пробирная палата России"). Так, согласно части 3 статьи 10 закона N 41-ФЗ в Российской Федерации установлена государственная монополия на опробование и клеймение государственным пробирным клеймом ювелирных и иных бытовых изделий из драгоценных металлов, а также государственная монополия на регулирование экспорта необработанных алмазов (далее - государственная монополия).

В целях реализации указанных норм закона N 41-ФЗ принято постановление Правительства Российской Федерации от 18 июня 1999 г. N 643 "О порядке опробования и клеймения изделий из драгоценных металлов" (далее - Постановление N 643), пунктом 5 которого, среди прочего, устанавливается полномочие Минфина России по утверждению инструкции по проведению опробования, отбора проб и анализов. Таким образом, рассматриваемый нормативный акт принят в целях реализации норм закона N 41-ФЗ и Постановления N 643.

Кроме того, в соответствии с нормами пункта 3 части 2 статьи 13 закона N 41-ФЗ опробование, анализ и клеймение государственным пробирным клеймом всех ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов отечественного производства, а также указанных изделий, ввезенных на территорию Российской Федерации для продажи, является частью федерального пробирного надзора, осуществляемого в соответствии с частью 1 статьи 13 закона N 41-ФЗ в целях защиты прав потребителей ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, прав изготовителей этих изделий от недобросовестной конкуренции, а также в целях защиты интересов государства.

Учитывая изложенное, требуется обратить внимание на следующее. Указанная государственная монополия сохранилась со времен СССР, когда все участники ювелирного рынка и рынка драгоценных металлов были государственными предприятиями. Так как на момент принятия закона N 41-ФЗ все драгоценные металлы и камни согласно действующему на тот момент закону Российской Федерации от 9 октября 1992 г. N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" являлись валютными ценностями, то государственная монополия на опробование и клеймение ювелирных изделий была сохранена. Учитывая сохраняющуюся государственную монополию на опробование и клеймение ювелирных и иных бытовых изделий из драгоценных металлов в Российской Федерации, то для функционирования ФКУ "Пробирная палата России" принятие нормативного акта представляется необходимым.

Вместе с тем согласно позиции, сформированной экспертной группой по итогам проведения публичных консультаций, рассматриваемое нормативное регулирование нельзя признать оптимальным, так как регулирование опробования и клеймения ювелирных изделий было бы предпочтительнее осуществлять на рыночной основе, через акты технического регулирования.

КонсультантПлюс: примечание.

Приложение N 3 не приводится.

Так, согласно указанной позиции, суть проблемы, порожденной положениями нормативного акта, заключается в следующем: из-за дополнительных издержек бизнеса на обязательное и монопольное государственное опробование и клеймение ювелирной продукции, осуществляемое в соответствии с нормативным актом, существенно снижается конкурентоспособность предприятий российской ювелирной промышленности. Прямые издержки ювелирных предприятий Российской Федерации (направленные на уплату соответствующей государственной пошлины) составляют для российских ювелирных компаний порядка 600 - 800 млн. рублей в год. Дополнительные издержки ("замораживание" средств на время клеймения, разрушающий контроль, соблюдение требований по охране, транспортные расходы, дополнительный учет) составляют по российским ювелирным предприятиям более 1,5 млрд. рублей в год, потери бюджетной системы Российской Федерации - до 400 млн. рублей в год (Приложение 3 к настоящему заключению).

1.2. Порядок, по которому государственная Пробирная палата имеет монополию на обязательное опробование и пробирное клеймение, не соответствует условиям работы в данной сфере деятельности (производство ювелирной продукции) в большинстве стран, производства в которых составляют конкуренцию российской ювелирной промышленности.

В мире не существует единого подхода к вопросу о клеймении ювелирной и иной бытовой продукции из драгоценных металлов. Попытки гармонизировать подход к проблеме на международном уровне предпринимались неоднократно, но не имели успеха. Наиболее удачным актом следует считать учреждение в Вене 15 ноября 1972 года европейской "Конвенции по контролю и клеймению произведений из драгоценных металлов" (Convention on the Control and Marking of Articles of Precious Metals), но и ее на сегодняшний день подписали и ратифицировали лишь 19 государств.

Мировая ювелирная промышленность - основной потребитель золота, на долю которого приходится до 80% его ежегодного оборота. Потребление золота мировой ювелирной промышленностью в 2011 году составило 1963 тонн. Исходя из учета объемов потребления золотых украшений в разных странах, применяющих различные подходы к пробирному надзору, можно подсчитать массовые доли мировой ювелирной продукции, заклейменной (или не заклейменной) в том или ином режиме (Таблица 1).