4. Математическая модель формирования выборочной совокупности малых предприятий для наблюдения за грузоперевозочной деятельностью автомобильного транспорта

4. Математическая модель формирования выборочной совокупности малых предприятий для наблюдения за грузоперевозочной деятельностью автомобильного транспорта.

Совокупность малых предприятий субъекта Российской Федерации, подлежащих обследованию, строится из числа малых предприятий, имеющих грузовой автомобильный транспорт, на основании данных сплошного наблюдения малых предприятий за 2010 год (Рисунок 58). Она будет состоять из предприятий, наблюдающихся сплошным методом: это отрасли, которые по основному виду деятельности имеют одно предприятие, крупные предприятия (превышающие пороговое значение), и предприятий, обследующихся выборочно с обязательным представительством основных видов деятельности (два знака ОКВЭД ОВД).

Выборочные совокупности малых предприятий формируются для каждого субъекта Российской Федерации.

Необходимо построение оптимального варианта отбираемой совокупности малых предприятий, позволяющего получить максимально возможную точность изучаемых показателей при приемлемом объеме выборки - не более 30% (вместе с предприятиями, которые обследуются в сплошном режиме) от предприятий, имеющих грузовой автотранспорт субъекта Российской Федерации.

Для формирования выборочной совокупности малых предприятий строится пообъектная информационная база: по данным сплошного статистического наблюдения малых предприятий за 2010 год отбираются малые предприятия с реквизитами (коды ОКПО, краткое наименование предприятия, ОКАТО, ОКФС, ОКОПФ, ОКВЭД), имеющие грузовые автомобили.

Из построенной пообъектной информационной базы малых предприятий, имеющих грузовые автомобили (Рисунок 59), извлекаются малые предприятия, которые по основному виду деятельности имеют одно предприятие (Рисунок 60).

Затем из пообъектной информационной базы малых предприятий, имеющих грузовые автомобили, после удаления подотраслей с одним предприятием (Рисунок 61) формируется совокупность нетипичных крупных малых предприятий субъекта Российской Федерации для сплошного обследования (Рисунок 62).

Для этого по показателю "Количество грузовиков" рассчитываются математико-статистические характеристики (таблица 1):

а) среднее значение Рисунок 63

б) дисперсия Рисунок 64

в) среднее квадратическое отклонение Рисунок 65, где

Рисунок 66 - значение показателя "Количество грузовиков" каждого малого предприятия субъекта Российской Федерации (от 1 до Рисунок 67).

Пороговое значение по показателю "Количество грузовиков" малых предприятий субъекта Российской Федерации рассчитывается:

для субъектов Российской Федерации с числом малых предприятий менее 500, имеющих грузовой автотранспорт, как Рисунок 68,

для субъектов Российской Федерации с числом малых предприятий более 500, имеющих грузовой автотранспорт, как Рисунок 69.

Построение основы выборки (Рисунок 70)

Строится основа выборки для основного массива - из пообъектной информационной базы (Рисунок 71) извлекаются объекты, обследуемые в сплошном режиме (Рисунок 72). Оставшаяся совокупность малых предприятий субъекта Российской Федерации (Рисунок 73) делится на группы по основным видам деятельности (два знака) и ранжируется по каждой группе по возрастанию показателя "Количество грузовиков".

Рассчитываются математико-статистические характеристики по отраслевым группам.

Дисперсия: Рисунок 74

Среднее квадратическое отклонение: Рисунок 75

Коэффициент вариации: Рисунок 76