При применении документа следует учитывать, что с 1 сентября 2013 года вопросы государственного контроля (надзора) в сфере образования регламентируются статьей 93 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

5. Содержание проверки качества образования

5.1. Мероприятия по контролю при осуществлении федерального государственного контроля качества образования проводятся в рамках проверок качества образования на основании приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа. Типовая форма приказа (распоряжения) утверждена приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. N 141.

Проверка может проводиться только должностными лицами, экспертами, представителями экспертных организаций, которые указаны в приказе (распоряжении) руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа.

5.2. При осуществлении федерального государственного контроля качества образования проводятся мероприятия по контролю, указанные в пунктах 4.1.5 и 4.1.6 настоящих Методических рекомендаций.

Анализу и экспертизе подвергаются, как правило, действующие документы образовательного учреждения. При необходимости анализируются документы и материалы образовательного учреждения за период освоения основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

Примерная модель федерального государственного контроля качества образования в образовательных учреждениях, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (далее - ФГККО) приведена в приложении 1 к настоящим Методическим рекомендациям.

5.3. При оценке соответствия содержания образования в образовательном учреждении требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федерального компонента государственных образовательных стандартов <*> проводится анализ и экспертиза документов и материалов, характеризующих деятельность образовательного учреждения по вопросам организации образовательного процесса и реализации основных образовательных программ общего образования.

--------------------------------

<*> До завершения обучения лиц, зачисленных в образовательные учреждения до введения в действие федеральных государственных образовательных стандартов, контроль качества образования осуществляется в соответствии с государственным образовательным стандартом и федеральным государственным образовательным стандартом.

Параметрами оценки являются "имеется/не имеется", "соответствует/не соответствует".

В образовательном учреждении анализируются:

содержание реализуемых основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в том числе учебные планы и рабочие программы отдельных учебных предметов и курсов внеурочной деятельности;

расписание занятий;

классные журналы, журналы внеурочной деятельности;

годовой календарный учебный график;

локальные акты образовательного учреждения, регламентирующие организацию образовательного процесса;

результаты внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении.

5.4. При проведении мероприятий по федеральному государственному контролю качества необходимо учитывать следующее.

С 1 сентября 2011 года в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2011 г. N 1994 внесены изменения в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312.

В федеральный компонент федерального базисного учебного плана 2004 года дополнительно включен 3-й урок для учебного предмета "Физическая культура":

для ступеней начального и основного общего образования - за счет регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения;

для ступени среднего (полного) общего образования - за счет компонента образовательного учреждения.

Согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189) (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10) на один час увеличена предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка.

Дополнительный час со второго по девятый классы добавлен в региональный компонент, а в десятом и одиннадцатом классах добавлен в компонент образовательного учреждения.

Ранее в федеральном базисном учебном плане 2004 года предполагалось дополнительное увеличение предельно допустимой аудиторной учебной нагрузки в случае проведения уроков 35-минутной продолжительности (в соответствии с СанПиН 2.4.2.1178-02), что не применяется с 1 сентября 2011 г. в связи с вступлением в действие СанПиН 2.4.2.2821-10.

С 1 сентября 2012 года в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 февраля 2012 г. N 74 внесены изменения в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312.

В федеральный компонент федерального базисного учебного плана 2004 года дополнительно включен в 4 классе учебный предмет "Основы религиозных культур и светской этики" в объеме 34 часов.

Согласно Федеральному закону от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта" (в редакции Федеральных законов от 18 июля 2009 г. N 184-ФЗ, от 10 ноября 2009 г. N 260-ФЗ) прием на обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения прекращен 30 декабря 2010 года.

Следовательно, с 1 сентября 2011 года организация обучения в первых классах на ступени начального общего образования осуществляется на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373).

Также следует учитывать, что поэтапное введение в образовательных учреждениях субъектов Российской Федерации федерального базисного учебного плана 2004 года (взамен соответствующего учебного плана 1998 года) завершено (приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312).

В этой связи использование образовательным учреждением (в том числе вечерними (сменными), специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальными учебно-воспитательными учреждениями для детей и подростков с девиантным поведением) при осуществлении образовательного процесса учебного плана 1998 года и соответствующего обязательного минимума содержания образования является нарушением.

5.5. При осуществлении оценки соответствия основной общеобразовательной программы требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования анализируется содержание основной общеобразовательной программы (в том числе структура и содержание учебного плана, разработанного на основе федерального базисного учебного плана; рабочие программы по учебным предметам, их соответствие федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования, а также реализация основной общеобразовательной программы в полном объеме), функционирование системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении и других материалов, указанных в пункте 5.3 настоящих Методических рекомендаций.

5.6. При осуществлении оценки соответствия основной общеобразовательной программы требованиям федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) анализируется:

структура основной общеобразовательной программы;

наличие всех разделов основной общеобразовательной программы;

содержание каждого из структурных разделов основной общеобразовательной программы;

структура и содержание учебного плана, в том числе содержание и объем времени, отведенного в учебном плане на обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса;

организация внеурочной деятельности;

создание условий для реализации основных общеобразовательных программ;

функционирование системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении.

Необходимо обратить внимание на то, что в соответствии с приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. N 2357 программа коррекционной работы является обязательным компонентом основной образовательной программы начального общего образования вне зависимости от наличия в образовательном учреждении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Важно отметить, что согласно п. 15 ФГОС НОО обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, - 20% от общего объема основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО). Данное требование распространяется и на учебный план, который является составной частью ООП НОО. Каких-либо других ограничений на распределение обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, по классам (годам обучения) ФГОС НОО не накладывает, что делает возможным включение части, формируемой участниками образовательного процесса, в учебный план для первых классов.

Кроме этого проводится анализ документов, связанных:

с реализацией учебного плана образовательного учреждения, выполнением рабочих программ по учебным предметам;

учетом образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) при формировании основной общеобразовательной программы;

с условиями реализации основных образовательных программ (включая кадровое, материально-техническое, информационное, учебно-методическое, психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса).

5.7. При осуществлении оценки соответствия качества подготовки обучающихся и выпускников образовательного учреждения требованиям ФГОС и (или) требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования (далее - ФКГОС) проводятся:

экспертиза качества освоения обучающимися образовательных программ (при проведении выездных проверок);

анализ результатов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, государственной (итоговой) аттестации выпускников организации (при проведении документарных и выездных проверок).

5.8. При установлении соответствия качества подготовки обучающихся образовательного учреждения используются различные формы оценки освоения обучающимися образовательных программ, в том числе: проведение контрольных работ, тестирования, собеседования, письменного или устного опроса по любому предмету федерального компонента базисного учебного плана.

Проведение контрольных работ, тестирования, собеседования, письменного или устного опроса рекомендуется начинать с 3-го класса. Проведение указанных мероприятий в отношении 1 - 2-х классов не рекомендуется.

Количество классов и предметов для установления соответствия качества подготовки обучающихся требованиям ФГОС и (или) ФКГОС определяется исходя из целей и задач проверки (работы могут проводиться в одной или нескольких параллелей классов, также может быть использована репрезентативная выборка из каждой параллели классов).

Осуществление выбора классов и учебных предметов для проведения оценки соответствия качества подготовки обучающихся может проводиться уполномоченными органами на основе предварительного анализа имеющихся результатов государственной (итоговой) аттестации, промежуточной аттестации, результатов аккредитационных экспертиз, региональных мониторинговых исследований.

Критерии для установления соответствия качества подготовки обучающихся образовательного учреждения требованиям ФГОС и (или) ФКГОС устанавливаются не ниже уровня региональных значений критериев показателей, установленных для определения типа и вида образовательного учреждения при проведении процедуры государственной аккредитации. Параметрами оценки являются "соответствие-несоответствие".

5.9. При определении соответствия качества подготовки выпускников 9-х, 11-х (12-х) классов требованиям ФГОС и (или) ФКГОС возможно использование такого показателя, как средний балл по учебному предмету всех обучающихся параллели классов, полученный на государственной (итоговой) аттестации выпускников (за три учебных года, предшествующих проверке).

Для установления среднего балла по учебному предмету необходимо провести анализ экзаменационных ведомостей, копий протоколов заседаний территориальных (региональных) экзаменационных комиссий, государственных экзаменационных комиссий.

Анализ результатов государственных (итоговых) аттестаций целесообразно проводить по учебным предметам, которые сдавала не менее чем половина выпускников (далее вычисляется среднее арифметическое значение баллов, набранных выпускниками параллели классов по учебным предметам).

5.10. Качество подготовки выпускников 9-х классов может признаваться соответствующим ФГОС в случаях:

превышения или соответствия среднего балла выпускников уровню нижней границы баллов, предусмотренных для отметки "удовлетворительно" шкалой пересчета экзаменационных баллов в отметки по пятибалльной шкале, рекомендованной Федеральным институтом педагогических измерений, за два учебных года из трех, представленных для анализа.

5.11. Качество подготовки выпускников 11-х (12-х) классов признается соответствующим ФКГОС в случае, если средний балл по каждому классу за два учебных года из трех, представленных для анализа, выше или соответствует уровню минимального количества баллов единого государственного экзамена по учебному предмету, подтверждающего освоение выпускником основных образовательных программ среднего (полного) общего образования, устанавливаемых ежегодно Рособрнадзором.

5.12. Региональные показатели качества подготовки обучающихся и выпускников устанавливаются уполномоченным органом.

5.13. По результатам оценки соответствия основной общеобразовательной программы требованиям ФГОС и (или) ФКГОС экспертами и представителями экспертных организаций, привлекаемыми к проверке, составляется экспертное заключение, которое приобщается к акту проверки.