Решение ВАС РФ от 21.06.2012 N ВАС-4976/12 <Об отказе в удовлетворении требований о признании частично недействующими подпункта 4 пункта 31, пункта 50, подпункта 4 пункта 105 и пункта 120 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утв. Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67>

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 21 июня 2012 г. N ВАС-4976/12

Резолютивная часть решения объявлена 14 июня 2012 года

Полный текст решения изготовлен 21 июня 2012 года

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Кирюшиной В.Г., судей Березия А.Е., Гвоздилиной О.Ю.,

при ведении протокола помощником судьи Ивановой А.М.,

с использованием систем видеоконференц-связи, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Берга Олега Викторовича о признании недействующими пунктов 50 и 120 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса" в части слов "оферты" в отношении его распространения на предложение заключить договор по результатам торгов о передаче объекта торгов; подпункта 4 пункта 31 и подпункта 4 пункта 105 указанных Правил в части слов "в размере платежа за право заключать договор" в отношении их распространения на торги на право заключения договора аренды",

при участии в заседании:

- путем использования систем видеоконференц-связи -индивидуального предпринимателя Берга Олега Викторовича (личность установлена Девятнадцатым арбитражным апелляционным судом в рамках исполнения поручения об организации видеоконференц-связи);

- от Федеральной антимонопольной службы: Давыдовой А.И. по доверенности от 22.03.2012 N ИА/8483, Огневской Д.В., по доверенности от 22.02.2012 N ИА/5185,

установил:

индивидуальный предприниматель Берг Олег Викторович (далее -заявитель, предприниматель) обратился в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействующими пунктов 50 и 120 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса" (далее - Правила), в части слов "оферты" в отношении его распространения на предложение заключить договор по результатам торгов о передаче объекта торгов; подпункта 4 пункта 31 и подпункта 4 пункта 105 Правил в части слов "в размере платежа за право заключать договор" в отношении их распространения на торги на право заключения договора аренды".

По мнению предпринимателя, при проведении торгов заключается несколько договоров. При этом предварительным договором о заключении в будущем основного договора по результатам торгов является договор о проведении торгов. Таким образом, как указывает в своем заявлении предприниматель, извещение о проведении торгов является офертой в отношении договора о проведении торгов, а подача заявки на участие в торгах - акцептом оферты в отношении этого договора. По мнению заявителя, понятие оферты, содержащееся в пунктах 50 и 120 Правил, противоречит статьям 432, 435, 438 Гражданского кодекса Российской Федерации. Кроме того, предприниматель считает, что указанный в подпункте 4 пункта 31 и подпункте 4 пункта 105 Правил критерий определения победителя торгов "максимальная цена права на заключение договора аренды" противоречит статье 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации и подпункту 5 пункта 10, пункту 23 Правил организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808 (далее - Правила организации и проведения торгов).

Предприниматель ссылается на нарушение оспариваемыми положениями Правил его прав и законных интересов, в том числе права на заключение договора о передаче предмета торгов не в момент подачи заявки, а после признания победителем торгов. Помимо этого, заявитель указывает, что нарушается его право на участие в открытых торгах на условиях, определенных законом, то есть с определением победителя по критерию максимальной арендной платы по аналогии закона со статьей 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России, антимонопольная служба), выразив несогласие с заявленными предпринимателем требованиями, возражала по мотивам, изложенным в отзыве на заявление, подготовленном в соответствии с требованиями статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как указывает антимонопольная служба, торги по своей правовой природе представляют собой единую комплексную процедуру. При проведении торгов оферта носит характер публичного предложения, содержащего существенные условия договора, который планируется к заключению с победителем торгов. Акцептирование же такой оферты посредством подачи заявки на участие в торгах свидетельствует о согласии хозяйствующего субъекта с условиями исполнения им принимаемых обязательств, сформулированных организатором торгов.

ФАС России также полагает, что оспариваемые заявителем подпункт 4 пункта 31 и подпункт 4 пункта 105 Правил в части слов "в размере платежа за право заключать договор" соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя.

Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства и заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных предпринимателем требований по следующим основаниям.

Правила зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 11.02.2010, регистрационный номер 16386, опубликованы в издании "Российская газета", N 37, 24.02.2010.

Пунктом 50 Правил предусмотрено, что заявка на участие в конкурсе подается в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией. Подача заявки на участие в конкурсе является акцептом оферты в соответствии со статьей 438 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 120 Правил заявка на участие в аукционе подается в срок и по форме, которые установлены документацией об аукционе. Подача заявки на участие в аукционе также является акцептом оферты в соответствии со статьей 438 Гражданского кодекса Российской Федерации.

По мнению предпринимателя, понятие оферты, содержащееся в указанных пунктах, противоречит положениям статей 432, 435, 438 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Как следует из статьи 435 Гражданского кодекса Российской Федерации, офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение.

Оферта должна содержать существенные условия договора (пункт 1 названной статьи).

Оферта связывает направившее ее лицо с момента ее получения адресатом (пункт 2 названной статьи).

Акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии (пункт 1 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной (пункт 2 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Как следует из пункта 1 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.

При этом торги проводятся в форме аукциона или конкурса.

Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия (пункт 4 названной статьи).

Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов, Закон).

Согласно статье 5 Закона о размещении заказов под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном данным Законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 названного Закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.

В соответствии с частью 1 статьи 25 и частью 1 статьи 35 Закона для участия в конкурсе участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в срок и по форме, которые установлены конкурсной (аукционной) документацией.

Порядок рассмотрения заявок на участие в конкурсе и аукционе установлен статьями 27 и 36 Закона о размещении заказов.

Статьей 28 Закона о размещении заказов установлены требования к оценке и сопоставлению заявок на участие в конкурсе, статьей 37 Закона регламентирован порядок проведения аукциона. По результатам указанных процедур определяется победитель торгов.

Контракт заключается с участником размещения заказа на условиях, предусмотренных частью 3 статьи 29, частью 3 статьи 38, частью 10 статьи 41.12 и частью 8 статьи 47 Закона N 94-ФЗ.

Так, в соответствии с частью 3 статьи 29 Закона о размещении заказов контракт заключается на условиях, указанных в поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации.

В соответствии с частью 3 статьи 38 и частью 10 статьи 41.12 Закона о размещении заказов контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона или открытого аукциона в электронной форме и документации об аукционе, по цене, предложенной победителем указанных открытых аукционов, либо в случае заключения контракта с иным участником аукциона по цене, предложенной таким участником.

Таким образом, подачей заявки на участие в конкурсе или аукционе обусловлена возможность принятия участия в торгах.

При этом подача такой заявки предполагает согласие участника размещения заказа со всеми условиями предполагаемого к заключению договора (контракта), определенными заказчиками в конкурсной либо аукционной документации.

С учетом изложенного суд приходит к выводу об отсутствии противоречия оспариваемых пунктов 50 и 120 Правил действующему гражданскому законодательству и Закону о размещении заказов.

Предприниматель также оспаривает подпункт 4 пункта 31 и подпункт 4 пункта 105 Правил в части слов "в размере платежа за право заключать договор" в отношении их распространения на торги на право заключения договора аренды".

По мнению заявителя, критерий определения победителя торгов -"максимальная цена права на заключение договора аренды" противоречит статье 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации, а также абзацу 5 пункта 10, пункту 23 Правил организации и проведения торгов, утвержденных постановлением Правительства от 11.11.2002 N 808.

Согласно подпункту 4 пункта 31 Правил извещение о проведении конкурса должно содержать начальную (минимальную) цену договора (цена лота) с указанием при необходимости начальной (минимальной) цены договора (цены лота) за единицу площади государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору, в размере ежемесячного или ежегодного платежа за право владения или пользования указанным имуществом, в размере платежа за право заключить договор безвозмездного пользования указанным имуществом.

Подпунктом 4 пункта 105 Правил предусмотрено, что в извещении о проведении аукциона должна быть указана начальная (минимальная) цена договора (цена лота) с указанием при необходимости начальной (минимальной) цены договора (цены лота) за единицу площади государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору, в размере ежемесячного или ежегодного платежа за право владения или пользования указанным имуществом, в размере платежа за право заключить договор безвозмездного пользования указанным имуществом.

Заявитель оспаривает указанные положения Правил в части слов "в размере платежа за право заключать договор" в отношении распространения их действия на торги на право заключения договора аренды".

Между тем в соответствии с подпунктом 4 пункта 31 и подпунктом 4 пункта 105 Правил в извещении о проведении конкурса или аукциона должен указываться размер платежа за право заключить договор безвозмездного пользования. Такое положение связано, прежде всего, с тем, что договор безвозмездного пользования не предполагает платежей за использование имущества.

Суд считает неосновательными доводы заявителя о противоречии указанных пунктов Правил положениям статьи 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Статья 38.1 названного Кодекса регулирует порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства.

Согласно части 7 статьи 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации продавец земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка определяет начальную цену предмета аукциона, сумму задатка и существенные условия договора, в том числе срок аренды. Начальная цена предмета аукциона (начальная цена земельного участка или начальный размер арендной платы) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, форму и сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона ("шаг аукциона"). "Шаг аукциона" устанавливается в пределах от одного процента до пяти процентов начальной цены предмета аукциона (часть 8 названной статьи).

В пункте 23 Правил организации и проведения торгов, утвержденных постановлением Правительства от 11.11.2002 N 808, также определен порядок проведения аукциона, открытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы.

Суд отмечает необоснованность доводов заявителя о наличии противоречий в подпункте 4 пункта 31 и подпункте 4 пункта 105 Правил абзацу 5 пункта 10 Правил организации и проведения торгов, утвержденных постановлением Правительства от 11.11.2002 N 808, поскольку данным абзацем определены условия участия в торгах, в том числе из абзаца 5 пункта 10 Правил организации и проведения торгов следует, что заявка с прилагаемыми к ней документами регистрируется организатором торгов в журнале приема заявок.

Помимо изложенного, предпринимателем не приведено мотивированных доводов в обоснование нарушения либо возможного нарушения его прав и законных интересов оспариваемыми положениями Правил.

Согласно части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт.

Поскольку оспариваемые предпринимателем положения Правил в указанной части не содержат противоречий положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона о размещении заказов, Земельного кодекса Российской Федерации, а также постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков", а также не нарушают права и законные интересы заявителя, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 167, 168, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

признать пункты 50 и 120 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса", в части слов "оферты" в отношении его распространения на предложение заключить договор по результатам торгов о передаче объекта торгов соответствующими положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункт 4 пункта 31 и подпункт 4 пункта 105 указанных Правил в части слов "в размере платежа за право заключать договор" в отношении их распространения на торги на право заключения договора аренды соответствующими положениям Земельного кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков".

В удовлетворении заявленных индивидуальным предпринимателем Бергом Олегом Викторовичем требований отказать.

Председательствующий судья

В.Г.КИРЮШИНА

Судья

А.Е.БЕРЕЗИЙ

Судья

О.Ю.ГВОЗДИЛИНА