МНЕНИЕ
СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А.Н. КОКОТОВА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 11 МАЯ 2012 ГОДА N 713-О ОБ ОТКАЗЕ
В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА СЕКРИЕРУ
ВЛАДИМИРА ИВАНОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ
ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ АБЗАЦА ПЕРВОГО ПУНКТА 5 СТАТЬИ 15
ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О СТАТУСЕ СУДЕЙ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Не разделяя позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в Определении от 11 мая 2012 года N 713-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Секриеру Владимира Ивановича на нарушение его конституционных прав положениями абзаца первого пункта 5 статьи 15 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", полагаю возможным в соответствии со статьей 76 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" представить нижеследующее мнение.

1. В.И. Секриеру оспаривает конституционность примененного в его деле судами общей юрисдикции абзаца первого пункта 5 статьи 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", согласно которому пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере 80 процентов заработной платы работающего по соответствующей должности судьи, а при наличии стажа работы в должности судьи менее 20 лет судье, достигшему возраста 55 (для женщин - 50) лет, размер ежемесячного пожизненного содержания исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи.

Как следует из материалов дела, решением Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации от 17 февраля 2009 года полномочия судьи - заместителя председателя военного суда В.И. Секриеру были прекращены с 18 февраля 2009 года в связи с его письменным заявлением об отставке. Приказом председателя военного суда от 26 февраля 2009 года заявитель со 2 марта 2009 года был освобожден от занимаемой должности и исключен из списков личного состава этого суда. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 мая 2010 года заявитель исключен из числа прикомандированных к военным судам и зачислен в распоряжение командующего войсками Северо-Кавказского военного округа.

На момент ухода в отставку в 38 лет заявитель имел стаж работы в должности судьи 11 лет. Следовательно, с учетом изложенного он вправе претендовать на получение ежемесячного пожизненного содержания по истечении 17 лет после выхода в отставку. В данный период он с целью получения в будущем ежемесячного пожизненного содержания был вправе заниматься только преподавательской, научной или иной творческой деятельностью (пункты 3 и 4 статьи 3, пункт 6 статьи 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации").

В то же время, в силу пункта 4 статьи 3 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 (для женщин - 50) лет, вправе работать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также работать в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, но не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя, заниматься адвокатской и нотариальной деятельностью.

Таким образом, оспариваемое заявителем законоположение, взятое в системном единстве с положениями пунктов 3 и 4 статьи 3, пункта 6 статьи 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", требует конституционно-судебной проверки, поскольку воспринимается как возможно ведущее к чрезмерной, не имеющей разумных, конституционно допускаемых оснований, дифференциации правового положения пребывающих в отставке судей, из которых одни (имеют стаж работы в должности судьи менее 20 лет и не достигли установленного законом возраста; к их числу относится и заявитель) вправе заниматься только преподавательской, научной или иной творческой деятельностью, а другие (имеют стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигли установленного законом возраста) вправе наряду с названной активностью заниматься и иной приносящей доход деятельностью, при том что многие из них получают также ежемесячное пожизненное содержание в соответствующем размере.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, при осуществлении правового регулирования законодателю надлежит иметь в виду, что любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере, должна отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающим из закрепленного ею принципа равенства (статья 19), в соответствии с которым такие различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. Данная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации сохраняет силу и требовала применения в деле заявителя.

2. Применительно к заявителю следует указать и на то, что суды общей юрисдикции, рассмотревшие его обращения, признали правомерным вывод о том, что поскольку заявитель после ухода в отставку продолжил прохождение военной службы, находясь в распоряжении командующего войсками Северо-Кавказского военного округа, что не связано с военной службой в сфере правосудия либо работой по обеспечению деятельности военных судов, то он нарушает требования статьи 3 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и это исключает возможность назначения ему ежемесячного пожизненного содержания.

Однако увязывание получения пребывающим в отставке судьей военного суда ежемесячного пожизненного содержания с оставлением им после ухода в отставку военной службы воспринимается как произвольное, явно чрезмерное. Если запрет для пребывающего в отставке судьи заниматься адвокатской деятельностью мотивирован необходимостью исключения возможного конфликта интересов, то какой законной, конституционно оправданной целью можно обусловить запрет пребывающего в отставке судье продолжать находиться на военной службе?

3. Таким образом, оспоренное В.И. Секриеру законоположение, примененное судами в его деле, требующее анализа в системном единстве с положениями пунктов 3 и 4 статьи 3, пункта 6 статьи 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", затрагивает его конституционные права, а потому жалоба заявителя отвечает критерию допустимости (статья 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации") и ее следовало принять к рассмотрению (статьи 42 и 43 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").

Судья Конституционного Суда

Российской Федерации

А.Н.КОКОТОВ