8. Обоснование решения о целесообразности проведения защитных мероприятий
8. Обоснование решения о целесообразности проведения
защитных мероприятий
8.1. Основным критерием для принятия решения о необходимости разработки и осуществления мероприятий по снижению содержания радионуклидов в питьевой воде является удельная активность природных и техногенных радионуклидов.
(п. 8.1 в ред. Изменения N 1, утв. Роспотребнадзором 04.08.2010)
(см. текст в предыдущей редакции)
8.2. Если для воды источника питьевого водоснабжения условие (6) выполняется, то меры по снижению содержания радионуклидов не требуются.
8.3. Если при совместном присутствии в воде действующих источников питьевого водоснабжения нескольких природных радионуклидов условие 6 превышено не более чем в 10 раз, то вода признается соответствующей требованиям радиационной безопасности при обязательном установлении производственного контроля за содержанием основных радионуклидов в воде. При этом рассматриваются возможные способы снижения удельной активности отдельных радионуклидов в воде и принимается решение о целесообразности осуществления защитных мероприятий, направленных на уменьшение содержания радионуклидов в питьевой воде.
При вводе в эксплуатацию новых источников питьевого водоснабжения населения необходимо предусмотреть, чтобы в питьевой воде, поступающей водопотребителям, выполнялось условие (6).
(п. 8.3 в ред. Изменения N 1, утв. Роспотребнадзором 04.08.2010)
(см. текст в предыдущей редакции)
8.4. Если при совместном присутствии в воде действующих источников питьевого водоснабжения нескольких природных радионуклидов условие 6 превышено более чем в 10 раз, то вопрос об использовании ее для питьевого водоснабжения населения в каждом конкретном случае решается на основании санитарно- эпидемиологического заключения Федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Одновременно утверждается план мероприятий по обеспечению качества воды, соответствующей гигиеническим нормативам, включая календарный план работ, сроки их выполнения и объемы финансирования.
(п. 8.4 в ред. Изменения N 1, утв. Роспотребнадзором 04.08.2010)
(см. текст в предыдущей редакции)
8.5. Исключен. - Изменение N 1, утв. Роспотребнадзором 04.08.2010.
(см. текст в предыдущей редакции)
8.6. При принятии решения о проведении защитных мероприятий следует учитывать возможные негативные социальные и экономические последствия:
- прерывание или ограничение водопользования может оказать неблагоприятное воздействие на здоровье и психологическое состояние населения;
- ограничение эксплуатации межпластовых, защищенных от микробного загрязнения вод, как правило, увеличивает расходы на эксплуатацию систем питьевого водоснабжения за счет необходимости обеззараживания воды;
- применение при очистке воды двух и более установок для ее обработки снижает санитарную надежность водопровода;
- обработка больших количеств воды требует значительных экономических затрат и может быть затруднительна технически;
- при использовании различных методов очистки воды природные
радионуклиды осаждаются на технологическом оборудовании и
материалах (фильтры, отстойники и пр.), концентрируясь в ряде
случаев до уровней, при которых возможно повышенное облучение
работников станций водоснабжения, а в случае применения
индивидуальной очистки - населения. При аэрации воды в воздух
производственных помещений могут интенсивно поступать изотопы
222 220
радона (Rn , Rn ), а также образующиеся из них короткоживущие
дочерние продукты;
- возможны проблемы в связи с образованием и необходимостью последующей утилизации отходов с повышенным содержанием природных радионуклидов (отработавшие свой ресурс материалы и оборудование, регенерационные и обратные воды);
- при использовании некоторых технологий очистки воды происходит значительное изменение ее минерального состава, что может повлечь за собой снижение "физиологической полноценности" питьевой воды, увеличение ее коррозионной активности и другое, в связи с чем может возникнуть необходимость коррекции минерального состава воды.
8.7. Программы защитных мероприятий должны разрабатываться с учетом принципов обоснования и оптимизации вмешательства на основе взвешивания пользы и вреда от планируемого вмешательства. Ожидаемые негативные социальные и экономические последствия планируемых защитных мероприятий должны быть минимальными.
8.8. При планировании и осуществлении защитных мероприятий необходимо выполнение следующих условий:
- принимаемые меры по возможности не должны приводить к существенному ограничению водопользования населения;
- качество воды в эпидемиологическом отношении, по химическому составу и другим гигиенически значимым показателям не должно ухудшаться.
8.9. Факторами, определяющими характер и сроки проведения защитных мероприятий, являются:
- происхождение загрязнения: техногенное или природное. В случае загрязнения источника водоснабжения техногенными радионуклидами выше уровней вмешательства защитные мероприятия проводятся обязательно, независимо от наличия других факторов. При этом источник воды должен быть исключен из водоснабжения населения, а если содержание техногенных радионуклидов в воде не превышает соответствующих уровней вмешательства, то защитные мероприятия должны быть направлены на ограничение интенсивности или ликвидацию путей поступления техногенного загрязнения в питьевую воду;
(в ред. Изменения N 1, утв. Роспотребнадзором 04.08.2010)
(см. текст в предыдущей редакции)
- степень превышения норматива: если удельные активности природных радионуклидов в питьевой воде превышают соответствующие уровни вмешательства более чем в 10 раз, мероприятия по снижению содержания радионуклидов в воде проводятся обязательно, независимо от наличия других факторов;
(в ред. Изменения N 1, утв. Роспотребнадзором 04.08.2010)
(см. текст в предыдущей редакции)
- количество ежедневно поставляемой воды, численность населения, потребляющего воду, и дозы его облучения за счет потребления питьевой воды, использование воды в производстве пищевых продуктов;
- возможность обеспечения населения водой гарантированного качества (замена используемого источника альтернативным, снижение содержания радионуклидов путем смешивания воды различных водозаборов, коррекция технологии водоподготовки и т.п.);
- при обосновании защитных мероприятий в отношении воды источников водоснабжения с повышенным содержанием радона должны учитываться не только уровни перорального и ингаляционного облучения при использовании данной системы водоснабжения, но и дозы, получаемые за счет других источников радона в жилище. Выбор оптимального варианта таких мероприятий целесообразно проводить с учетом доз облучения населения от всех источников поступления радона в дома.
1. Чем больше численность потребляющего воду населения, а также дозы его облучения за счет потребления питьевой воды, тем более оперативными должны быть меры по нормализации ее радиологических показателей.
2. При обосновании защитных мероприятий в отношении воды источников водоснабжения с повышенным содержанием урана следует учитывать, что порог вредного воздействия на организм урана вследствие его химической токсичности ниже, чем уровень его действия как альфа-излучателя. Согласно дополнению 3 к ГН 2.1.5.689-98 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования" (ГН 2.1.5.1093-02) ПДК урана по санитарно-токсикологическому признаку вредности равна 0,1 мг/л. Расчетная активность для урана-238, основанная на этом предельном значении, составляет примерно 1,23 Бк/л (Моисеев А.А., Иванов В.И. Справочник по дозиметрии и радиационной гигиене: Энергоатомиздат, 1990).
8.10. В зависимости от конкретных условий защитные мероприятия по снижению облучения населения за счет природных источников могут быть направлены на снижение их облучения за счет тех источников, воздействие на которые может привести к максимальному эффекту при минимальных материальных затратах.
8.11. Контроль за показателями радиационной безопасности и мероприятия по снижению радиоактивности воды из частных источников питьевого водоснабжения проводят их владельцы.
По результатам контроля владелец источника водоснабжения должен быть проинформирован о качестве питьевой воды по показателям радиационной безопасности и возможных последствиях ее использования для питьевых целей.
(п. 8.11 в ред. Изменения N 1, утв. Роспотребнадзором 04.08.2010)
(см. текст в предыдущей редакции)
8.12. Если качество воды может представлять потенциальную опасность для здоровья людей, население информируется в установленном порядке о рекомендациях по действиям в данной ситуации (использование индивидуальных фильтров, кипячение воды, проветривание помещений и т.п.).
8.13. На проекты защитных мероприятий по снижению облучения населения за счет содержания радионуклидов в питьевой воде, а также на технические средства снижения содержания радионуклидов в питьевой воде должны быть оформлены в установленном порядке санитарно-эпидемиологические заключения органов, осуществляющих госсанэпиднадзор, о соответствии их требованиям санитарных правил и гигиенических нормативов.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875