1.1.1. Формирование репертуара и прокатной афиши

Анализ формирования художественной программы театра дает возможность театру уточнить для себя и сформулировать, какие изменения происходили в репертуаре театра с течением времени, какому зрителю он адресован, какие факторы реально определяли репертуарную политику театра.

Подобный анализ целесообразно проводить, разделив весь репертуар на группы спектаклей и проанализировав, как эти группы соотносятся между собой. Причем невозможно дать универсальный состав таких групп. Все зависит от того, репертуар какого театра анализируется, в каком творческом состоянии он находится на момент анализа и т.д. Анализ структуры репертуара театра можно проводить, например, по типу драматургии, по жанру спектаклей, по проблематике, по возрастной направленности спектаклей (для детского театра) и др. Выбор критериев дифференциации зависит от специфики театра и от цели исследования.

Однако еще глубже будет этот анализ, если исследованию подвергнется и прокатная афиша театра. Сравнивая структуру репертуара со структурой его проката, легко прийти к выводам о наличии соответствия или несоответствия между тем, что заявлено в художественной программе театра, и тем, что реально показывается зрителю.

В процессе проведения анализа целесообразно сгруппировать данные о репертуаре театра и его прокате на стационаре за последние 3 - 5 лет в аналитическую таблицу. Для сбора данных следует использовать формы 9-НК-репертуар и показатели оперативного учета. В приведенной ниже для примера форме аналитической таблицы 1 отражена структура репертуара по видам драматургии для условного N-ского драматического театра. Как правило, такая структура репертуара является базовой, она дополняется исследованием жанровой природы афиши или дифференциацией репертуара по иным важным для театра признакам. Однако наличие в творческой программе классических отечественных или зарубежных пьес, современной драматургии может помочь составить представление о направленности художественной программы театра.

В театре, работающем, в основном, для детей, анализ структуры репертуара по типам драматургии не имеет смысла, здесь важен прежде всего возрастной адрес спектакля. Известно, что художественное, и в частности театральное, восприятие детей разного возраста имеет существенные отличия, что не может не учитываться при формировании репертуара детского театра. В примерной форме аналитической таблицы 2 представлена возможная структура репертуара для условного детского театра по возрастной направленности спектаклей. Число подобных таблиц в конкретном театре будет определяться количеством параметров репертуара, выбранным для анализа.

Анализ структуры репертуара по любому важному для театра признаку целесообразно проводить за пять лет - периоду, позволяющему выявить тенденции, прийти к определенным обобщениям. Удобнее, когда данные за пять лет по структуре репертуара и его проката будут представлены в одной горизонтальной таблице и дополнены средними показателями за пятилетний период. Это сделает такую таблицу более удобной для анализа представленных в ней показателей.