1.2.1. Маркетинг, фандрейзинг и PR-деятельность

Некоммерческий маркетинг вообще, а в театре в частности, как известно, имеет существенные особенности. Он не нацелен на получение прибыли, а должен помочь театру найти свою публику. Для этого используются такие инструменты маркетинга, как анализ своей актуальной и потенциальной аудитории, грамотная ценовая стратегия, PR, прямой маркетинг и т.п. Цель маркетинга в театре - представление его спектаклей возможно большему числу целевых потребителей. Это непростая задача. Нужно, с одной стороны, соответствовать потребностям публики и в то же время содействовать ее развитию, готовить к восприятию высоких ценностей искусства.

Выбор целевых рынков, целевых аудиторий - основа маркетинга вообще, а маркетинга в театре в особенности. При этом привлекательность той или иной аудитории зависит, также как в коммерческом маркетинге, от величины данной группы зрителей, перспектив ее расширения, ее платежеспособности. Но самым важным фактором выбора, и в этом проявляется едва ли не главная особенность маркетинга в культуре, является соответствие потребностей данной аудитории назначению - целевым установкам, миссии театра.

При анализе маркетинговой деятельности нужно выявить целевые аудитории театра и проанализировать действенность таких инструментов продвижения театральной услуги, как реклама, public relations, ценообразование, прямые контакты. Необходимо проанализировать взаимодействие театра со средствами массовой информации, оценить результативность такой работы. Главное здесь - понять, проводит ли театр целевую политику в области маркетинга, т.е. соответствуют ли выбранные инструменты маркетинга потребностям и возможностям целевых аудиторий, что необходимо для более результативной работы в этой области.

В этой части аналитической работы целесообразно проанализировать, как обстоят в театре дела с таким направлением маркетинга, как фандрейзинг - поиск средств, оценить существующую на момент анализа в театре систему привлечения внебюджетных источников финансирования (либо отсутствие таковой). Подобная система предполагает наличие в составе театра отдела по развитию или хотя бы одного менеджера, занимающегося исключительно привлечением дополнительных средств. Кроме того, в систему театрального фандрейзинга могут входить попечительский совет, клуб друзей театра, благотворительный фонд поддержки театра и т.п., то есть структура, вовлекающая в интересующую театр деятельность представителей внешней среды. Подобный подход помогает театру устанавливать необходимые контакты с представителями органов власти, с коммерческими фирмами, со СМИ и т.д.

Оценив в процессе анализа состояние дел в области маркетинга, фандрейзинга и PR, театр закладывает в Концепцию своего развития цели и конкретные задачи, связанные с повышением уровня этой важнейшей в современных условиях деятельности.