6. Негосударственный сектор в театральном деле региона
Развитие независимого от государства некоммерческого частного сектора в театральном деле является одним из признаков становления гражданского общества. Государственная поддержка частных театров - это поддержка многообразия и эксперимента, без которого невозможно полноценное развитие искусства сцены.
Сегодня наряду с государственными и муниципальными театрами в стране успешно функционируют частные театры, рождение которых приходится на конец 1980-х - начало 1990-х годов. Эти коллективы вносят собственную краску, нередко талантливую и яркую, в палитру театральной жизни многих регионов. Среди частных театров есть коллективы, составляющие гордость российской сцены, пропагандирующие высокие завоевания российского сценического искусства за рубежом.
Вместе с тем на сегодняшний день полноценный рынок театральных услуг не сформирован, и частные театры не способны составить реальную конкуренцию государственному сектору.
Частный театр занимает свою важную нишу в развитии отечественного театрального искусства. В рамках частного театра комфортно ощущают себя новаторские театральные группы, ведущие поиск новых художественных средств. В этой связи деятельность таких независимых объединений нельзя рассматривать изолированно от общего театрального процесса, напротив, необходимо стимулировать возможные формы их взаимодействия с государственными (муниципальными) репертуарными театрами.
Для развития частного театра в региональной программе развития театрального дела необходимо предусмотреть адекватные формы поддержки частных театров со стороны органов власти. Наиболее приемлемыми являются проектное финансирование и конкурсный порядок распределения бюджетных средств. Но поддержка частных театров должна реализовываться не только в финансовой форме, а в первую очередь увеличением количества экономически доступных для частного театра свободных сценических площадок, репетиционных помещений и других составляющих театральной инфраструктуры. Такая поддержка может оказываться в рамках более общего направления по созданию в регионах экспериментально-творческих площадок, центров современного искусства. На федеральном уровне эта работа ведется на базе филиалов Государственного центра современного искусства. С 2011 года в сотрудничестве с независимым центром современного искусства "Винзавод" осуществляется проект "Платформа" - развитие подобных форм партнерства государства и частного сектора в развитии такого рода культурных кластеров представляется наиболее перспективным.
Таким образом, региональная программа развития театрального дела должна предусматривать:
- мониторинг деятельности независимых театральных объединений, а также сценических и несценических площадок, которые могут быть на льготных условиях предоставлены независимым театральным объединениям;
- целевую поддержку создания и проката спектаклей независимых театральных объединений, в том числе на гастролях;
- меры по стимулированию взаимодействия репертуарных театров и независимых театральных объединений;
- предоставление льготных кредитов, развитие правовых механизмов поддержки частных театров, в частности страхования в этой сфере, оказанием помощи в подготовке кадров и др.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875