Таблица 6. Посещение театров города детьми и подростками

Таблица 6

См. данную форму в MS-Excel.

Субъект Российской Федерации: __________________________

Город: _____________________

Посещение театров города детьми и подростками в 20__ году

┌────┬──────────────────────────────────────┬───────┬─────────────────────┐

│N N │ Показатели │ Всего │ В том числе по │

│п/п │ │ │ возрастам │

│ │ │ ├──────┬───────┬──────┤

│ │ │ │5 - 7 │ 8 - 10│ 11 - │

│ │ │ │ лет │ лет │15 лет│

├────┼──────────────────────────────────────┼───────┼──────┼───────┼──────┤

│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │

├────┼──────────────────────────────────────┼───────┼──────┼───────┼──────┤

│ 1 │Количество зрителей на спектаклях для│ │ │ │ │

│ │детей и подростков (тыс. чел.) <*> │ │ │ │ │

├────┼──────────────────────────────────────┼───────┼──────┼───────┼──────┤

│ 2 │Численность детей и подростков в│ │ │ │ │

│ │возрасте от 5 до 15 лет (тыс. чел.) │ │ │ │ │

├────┼──────────────────────────────────────┼───────┼──────┼───────┼──────┤

│ 3 │Показатель обеспеченности детской│ │ │ │ │

│ │зрительской аудитории театральной│ │ │ │ │

│ │услугой (стр. 1/стр. 2) │ │ │ │ │

└────┴──────────────────────────────────────┴───────┴──────┴───────┴──────┘

--------------------------------

<*> Итоговые данные таблицы 5.

Для постановки в региональной программе развития театрального дела конкретных задач по развитию театрального предложения для детей и подростков целесообразно провести анализ деятельности театров в этом направлении в базовый период. Таким периодом может быть избран последний отчетный год. Собранную и обработанную информацию можно свести по каждому городу региона в форму приведенных ниже таблиц.

Для введения данных в таблицу 5 следует использовать формы статистического наблюдения 9-нк (репертуар) и информацию оперативного учета театров.

Показатель обеспеченности детской зрительской аудитории, полученный в итоговой строке таблицы 6, дает представление о количестве театральных посещений, предоставляемых театрами города в течение года каждому ребенку или подростку (в целом и по возрастным группам) <*>. При всех огрехах ориентировочности его расчета он дает возможность сопоставить состояние дел в работе театров с детьми и во времени (от года к году), и в пространстве (от города к городу).

--------------------------------

<*> Следует понимать, что этот коэффициент не дает точного ответа на вопрос, сколько раз в течение года театры города предоставляют возможность посмотреть спектакль среднестатистическому ребенку (подростку). Во-первых, потому, что распределение репертуара театрами по возрастным группам достаточно условно, во-вторых, поскольку на спектаклях для детей присутствуют и взрослые - родители, учителя, сопровождающие детей, в-третьих, не учитываются подростки, посещающие вечерние спектакли "взрослого" репертуара и др.

Для выработки программных решений по расширению театрального предложения для детей и повышению его качества в дополнение к указанному выше анализу можно использовать отклики на детские спектакли зрителей, прессы, заключения авторитетных профессиональных экспертов, изучить положительный отечественный и зарубежный опыт в этой сфере.

В программе развития театрального дела в регионе следует предусмотреть экономическое стимулирование учредителями и региональных, и муниципальных театров постановки и проката спектаклей для детей в рамках финансирования государственных (муниципальных) заданий и в иных формах и по следующим направлениям:

- постановка в театрах кукол, юного зрителя и других театрах спектаклей детского и подросткового репертуара;

- дополнительное стимулирование артистов, режиссеров, дирижеров, балетмейстеров и художников - создателей спектаклей для детей и подростков;

- привлечение студентов вузов, обучающихся по специальности "режиссура театра", для постановки дипломных спектаклей в театрах кукол и юного зрителя региона;

- повышение квалификации работников театров кукол и юного зрителя, введение в структуру этих театров педагогических частей;

- поддержка экспериментальных и малых форм детского театра, ориентированных на небольшое количество зрителей, обеспечивающих близкий контакт исполнителей со зрителями;

- вовлечение школьных учителей в разработку и реализацию воспитательных программ средствами профессионального театра;

- поддержка гастролей театров с детским и подростковым репертуаром.