Гастроли - показ спектаклей вне места постоянной деятельности театра - по направленности относят к следующим видам: региональные гастроли (в населенных пунктах собственного региона), межрегиональные гастроли (в другом регионе), зарубежные гастроли (в другой стране).
С точки зрения расширения театрального предложения гастроли важны не только в городах, где нет собственных театров. При наличии в регионе активной гастрольной деятельности жители театральных городов для удовлетворения своих потребностей в сценическом искусстве к тому, что им предлагают местные театры, имеют реальную возможность дополнительного выбора для посещения спектаклей различных жанров из репертуара гастролеров.
Активизация гастрольной деятельности требует инвентаризации всех имеющихся в регионе сценических площадок.
Планом мероприятий по реализации Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года предписано (п. 1) создание единой базы данных театров всех форм собственности и организационно-правовых форм, а также нетеатральных сценических площадок, используемых театрами. Создание такой базы данных важно не только для федеральных органов исполнительной власти, но в первую очередь для регионов. Ответственными исполнителями по созданию этой базы наряду с Минкультуры России и СТД РФ определены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Эта работа будет вестись на протяжении 2012 года. Но в дальнейшем необходимо постоянно актуализировать информацию в базе данных, и без активного участия региональных органов исполнительной власти сделать это невозможно.
Наличие в каждом регионе такой базы данных, содержащей технические характеристики всех сценических площадок, как театральных, так и нетеатральных <*>, будет способствовать оптимальному планированию театрами своей гастрольной деятельности. При этом важно предусматривать необходимые инвестиции для приведения к уровню современных требований состояние не только театральных площадок, но и нетеатральных.
--------------------------------
<*> Под нетеатральными площадками понимаются Дворцы, Дома культуры, клубы и другие учреждения культуры, где проводятся (могут проводиться) спектакли театров. Для расширения круга сценических площадок региона, города целесообразно проанализировать возможности использования в театральных целях зданий и помещений, которые могут быть приспособлены для показа спектаклей. Например, освободившееся в центральной части города помещение производственного предприятия, переместившегося в новое здание на окраину.
Региональная программа развития театрального дела должна содержать меры, направленные на активизацию гастролей всех видов, и меры финансовой поддержки гастрольной деятельности. В частности, включением гастролей разных видов в государственное (муниципальное) задание, обеспечивая его выполнение необходимым финансированием.
Министерство культуры Российской Федерации (далее - Минкультуры России) осуществляет финансовую поддержку гастрольной деятельности российских театров и театральных организаций на территории Российской Федерации в целях:
- сохранения и развития единого культурного пространства Российской Федерации;
- создания условий для повышения уровня доступности российским гражданам к лучшим образцам отечественного театрального искусства разных видов;
- активизации межрегиональной гастрольной деятельности и расширения практики творческих обменов;
- стимулирования прямых контактов между театрами;
- развития инфраструктуры гастрольной деятельности <*>.
--------------------------------
<*> См.: Циркулярное письмо Минкультуры России от 21.12.2010 N 109-01-39/02-АА.
При этом приоритетными направлениями поддержки гастрольной деятельности на федеральном уровне являются:
- гастроли, представляющие наиболее значительные спектакли последних сезонов в регионах России;
- обменные гастроли ведущих региональных театров;
- гастрольные проекты, направленные на развитие инновационных форм современного театрального искусства, поощрение жанрового и видового разнообразия театра;
- гастроли в "малые" города и в населенные пункты, не имеющие собственного стационарного театра, а также в закрытые административно-территориальные образования, включая гастроли спектаклей для детей и юношества;
- гастрольные проекты, направленные на включение в общекультурное российское пространство регионов Дальнего Востока, республик Северного Кавказа;
- проекты, направленные на стимулирование самоорганизации и развитие инфраструктуры гастрольной деятельности.
Поддержка театрально-гастрольной деятельности в стране не должна ограничиваться федеральным уровнем. В каждом регионе она должна оказываться программно, исходя из местных условий и финансовых возможностей. Здесь должны быть сформулированы свои региональные цели и приоритеты в поддержке гастрольной деятельности.
Исходя из этого финансовая поддержка, как на федеральном, так и на региональном уровне может оказываться гастрольным проектам театров и театральных организаций всех жанров вне зависимости от форм собственности, ведомственной принадлежности и организационно-правовых форм, а также организациям, специализирующимся на проведении театральных гастролей. При этом в регионах могут поддерживаться гастроли, как собственных театров, так и театров, прибывающих из других регионов.
Важно своевременно донести информацию о готовности финансово поддержать те или иные виды гастролей театров до всех заинтересованных в этом лиц. Минкультуры России представляет такую информацию на своем официальном сайте.
Объявляя программу региональной поддержки театральных гастролей, следует четко обозначить, где, в какие сроки и в какой форме принимаются заявки на такую поддержку, и по каким критериям будет производиться отбор заявок.
Минкультуры России осуществляет отбор гастрольных проектов с учетом следующих критериев:
- оценка художественного уровня представленного проекта;
- соответствие проекта обозначенным приоритетным направлениям;
- степень готовности проекта, в том числе наличие договоренностей с принимающей стороной, взаимной заинтересованности театров (при проведении обменных гастролей), гарантии по долевому финансированию и пр.;
- оценка организационной и финансовой эффективности представленного проекта, в том числе оптимальность состава участников, обеспечивающего необходимый художественный уровень, выбор маршрута, наличие привлеченных средств и пр.;
- жанровое и видовое разнообразие поддерживаемых проектов, оригинальность представленного проекта.
К работе по отбору проектов Минкультуры России привлекает независимых экспертов из числа авторитетных театроведов, критиков, специалистов в области театрального дела.
При разработке программ поддержки театральных гастролей для многих территорий страны важно, чтобы они носили не только региональный, но и межрегиональный характер. Соглашения о принципах (условиях) взаимной поддержки театральных гастролей целесообразно включать в межрегиональные двусторонние или многосторонние договоры о сотрудничестве общего характера.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875