2.2. Недопустимость привлечения к ответственности лиц, не виновных в совершении правонарушений

Привлечение к административной ответственности лиц, не виновных в совершении административных правонарушений, зачастую связано с тем, что должностные лица Федеральной службы подходят к назначению административного наказания формально, без учета всех фактических обстоятельств дела.

1) Так, юридические лица - муниципальные образования - МО "Село Юхари-Стал", МО "Село Орта-Стал", МО "Сельсовет Цмурский", МО "Сельсовет Ашага-Яракский" и др. - были привлечены Управлением Роспотребнадзора по Республике Дагестан к административной ответственности по статье 8.2 КоАП по фактам отсутствия на территории соответствующего муниципального образования полигона для захоронения твердых бытовых отходов, скотомогильника, контейнеров для сбора твердых бытовых отходов, спецавтотранспорта для вывоза отходов; непроведения плановой очистки административной территории; образования стихийных мусорных свалок и сжигания твердых бытовых отходов.

Признавая постановления незаконными, арбитражные суды трех инстанций правомерно исходили из того, что субъектом правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 8.2 КоАП, может быть лицо, которое не соблюдает экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Однако муниципальное образование не осуществляет указанные виды деятельности, а ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах городских, сельских поселений указанной статьей КоАП не предусмотрена.

2) Юридическое лицо - муниципальное учреждение "Городская клиническая детская больница N 1" - было привлечено Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю к административной ответственности по статье 6.3 КоАП за нарушения санитарно-эпидемиологических требований в части занижения площади процедурных кабинетов, отсутствия отдельной комнаты личной гигиены персонала; процедурные кабинеты, палаты для больных и другие помещения не были оборудованы надлежащим образом. Больница не оспаривала факт выявленных нарушений, однако представила достаточно документов, подтверждающих принятие ей всех возможных мер, направленных на соблюдение санитарно-эпидемиологических требований. Главным врачом больницы неоднократно направлялись письма начальнику Главного управления здравоохранения администрации г. Красноярска о необходимости дополнительного финансирования больницы в целях устранения замечаний надзорных органов и приведения больницы в соответствие с требованиями санитарных правил. В одном из ответных писем в адрес больницы было сообщено о невозможности реконструкции и расширения лечебного корпуса.

Вышеуказанные документы, подтверждающие принятие больницей всех необходимых мер по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований, не были приняты во внимание Управлением, а арбитражный суд, признавая постановление Управления незаконным, пришел к выводу об отсутствии вины больницы в совершении административного правонарушения.

3) Юридическое лицо - ОАО "Новокузнецкая Управляющая Компания" - было привлечено Управлением Роспотребнадзора по Кемеровской области к административной ответственности по статье 6.4 КоАП по факту затопления водой подвального помещения жилого дома. Не согласившись с назначенным наказанием, Компания обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с жалобой.

Суд, удовлетворяя требование Компании, исходил из недоказанности вины Компании в произошедшем случае затопления подвала.

4) Должностное лицо - директор муниципального образовательного учреждения "СОШ N 5" - было привлечено Управлением Роспотребнадзора по Вологодской области к административной ответственности по ст. 6.4 КоАП РФ по факту отсутствия ремонта помещений школы (спортивный зал, коридор, кровля). Директор школы обжаловал постановление в судебном порядке.

При рассмотрении дела судом было установлено, что собственником имущества школы является администрация района "Сокольский", из бюджета которого финансируется школа. На неоднократные обращения директора школы о выделении необходимых средств для ремонта школы администрация района не отреагировала, средства не выделялись. Исходя из этого, судом было установлено, что вина лица, привлеченного к административной ответственности, отсутствует, в связи с чем дело было прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.

Рассмотренные примеры свидетельствуют о том, что должностные лица Федеральной службы, рассматривавшие дела об административных правонарушениях, подошли к назначению административного наказания без учета всех фактических обстоятельств дела. В частности, должностным лицом не дана оценка возможности привлечения юридического лица к административной ответственности в соответствии с правилами, установленными частью 1 ст. 2.1 КоАП. Не была должным образом дана оценка факту наличия доказательств вины и в случаях привлечения к ответственности физических лиц.

Кроме того, при производстве по делам об административных правонарушениях должностные лица зачастую неправильно определяют субъект административной ответственности, что также является основанием для отмены постановлений о назначении административных наказаний и прекращения производства по делу.

1) Так, гражданин Данилкин А.И., являясь управляющим Пензенским филиалом ОАО "Национальный банк "Траст", был привлечен Управлением Роспотребнадзора по Пензенской области в качестве должностного лица по части 2 статьи 14.8 КоАП по факту включения в конкретный кредитный договор с потребителем условий, ущемляющих его права. Однако Данилкин не являлся ни стороной кредитного договора, заключаемого банком с гражданами, ни лицом, уполномоченным на подписание такого договора. Учитывая изложенное, суд прекратил производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

2) ООО "Алан" было привлечено Управлением Роспотребнадзора по Амурской области к административной ответственности по статье 6.4 КоАП по факту нарушения санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилого здания. ООО "Алан" обжаловало назначенное наказание в судебном порядке. Решением областного арбитражного суда постановление Управления о назначении административного наказания было отменено на том основании, что ответственным за эксплуатацию жилого здания, как было установлено судом, являлось другое юридическое лицо (МУП "Жилсервис"), а ООО "Алан" лишь состояло с ним в гражданско-правовых (подрядных) отношениях.

В обоих рассмотренных примерах ошибки должностных лиц, осуществлявших производство и рассмотрение дел об административных правонарушениях, привели к тому, что действительно виновные в совершении данных правонарушений лица избежали ответственности.

В обязанность должностных лиц территориальных органов Федеральной службы входит обеспечение всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств каждого дела, вышеперечисленные факты неправильного определения лица, виновного в совершении административного правонарушения, являются недопустимыми в деятельности территориальных органов Федеральной службы.