2. Рекомендации по внедрению порядка по определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг государственными (муниципальными) учреждениями культурно-досугового типа, подведомственными органам управления культуры субъектов Российской Федерации (муниципальным образованиям), и нормативных затрат на содержание их имущества в деятельность органов управления культуры субъектов Российской Федерации (муниципальных образований)
2. Рекомендации по внедрению порядка по определению
нормативных затрат на оказание государственных
(муниципальных) услуг государственными (муниципальными)
учреждениями культурно-досугового типа, подведомственными
органам управления культуры субъектов Российской Федерации
(муниципальным образованиям), и нормативных затрат
на содержание их имущества в деятельность органов
управления культуры субъектов Российской Федерации
(муниципальных образований)
Реализация мероприятий по внедрению порядка по определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг и содержание имущества государственных (муниципальных) учреждений культурно-досугового типа необходима на всех уровнях управления отраслью культуры, включая Минкультуры России, региональные и муниципальные органы управления культуры, а также учреждения культурно-досугового типа (далее - УКДТ).
При этом рассматриваемые мероприятия должны охватить 6 ключевых направлений действий:
Информационная поддержка внедрения порядка определения нормативных затрат;
Пилотное внедрение порядка определения нормативных затрат в государственные (муниципальные) учреждения культурно-досугового типа;
Обучение по вопросам применения порядка определения нормативных затрат;
Совершенствование системы учета и отчетности государственных (муниципальных) учреждений культурно-досугового типа;
Мониторинг качества услуг в сфере культуры и досуга (качество услуг может снизиться вследствие некорректно рассчитанного и профинансированного объема нормативных затрат учреждения на оказание государственных (муниципальных) услуг и нормативных затрат на содержание имущества);
Улучшение нормативно-методического и организационного обеспечения применения нормативных затрат.
На уровне Минкультуры России целесообразна реализация следующих основных мероприятий.
Во-первых, необходимо организовать информирование органов управления культуры субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, учреждений культурно-досугового типа о лучшей практике разработки и использования нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг и нормативных затрат на содержание их имущества.
Каналами информирования для Минкультуры России могут стать его официальный сайт, а также СМИ, где могут быть размещены как общая информация о практике внедрения нормативных затрат, так и тексты соответствующих документов, а также различные методические пояснения по их применению.
Во-вторых, в условиях динамичного изменения рыночных цен на товары и услуги, потребляемые в процессе оказания услуг государственными (муниципальными) учреждениями культуры (коммунальные, транспортные услуги, услуги связи, арендная плата и проч.) целесообразно автоматизировать некоторые трудоемкие операции по определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг и нормативных затрат на содержание их имущества.
При существенных изменениях цен необходимо оперативно пересчитывать и доводить до учреждений новые нормативы финансирования бюджетных услуг и, как следствие, новые объемы предоставления государственных (муниципальных) услуг (за выделенные деньги). В противном случае может существенно пострадать качество данных услуг.
Создание и организация работы подобной информационной системы необходима для обеспечения эффективного и надежного информационного взаимодействия всех участников процедуры определения нормативных затрат в рамках сбора и анализа информации о деятельности и финансировании учреждений культурно-досугового типа.
В-третьих, внедрению порядка определения нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг УКДТ и нормативных затрат на содержание их имущества во всей системе УКДТ России должен предшествовать этап внедрения порядка определения нормативных затрат в пилотных государственных (муниципальных) учреждениях.
Для его организации от Минкультуры России потребуется:
определить перечень субъектов Российской Федерации и пилотных государственных (муниципальных) учреждений (с охватом разных видов учреждений культурно-досугового типа, нескольких субъектов РФ с разным уровнем СЭР и ситуацией в сфере культуры и досуга, охватом учреждений, расположенных в городской и сельской местности));
установить период пилотного внедрения порядка определения нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг УКДТ и нормативных затрат на содержание их имущества (от нескольких недель до нескольких месяцев);
определить "контрольные точки" обмена информацией по процессу и практике внедрения и использования порядка определения нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг УКДТ и нормативных затрат на содержание их имущества;
получить обратную связь и провести обсуждение результатов пилотного внедрения порядка, определить перечень необходимых уточнений методических аспектов порядка определения нормативных затрат, распространить лучший опыт.
В-четвертых, внедрение порядка определения нормативных затрат должно сопровождаться обучением заинтересованных сторон по вопросам подготовки и применения нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг УКДТ и нормативных затрат на содержание их имущества.
Обучение может быть реализовано через проведение тематических семинаров/конференций, в т.ч. с использованием ресурсов сети Интернет (путем организации вебинаров и т.д.).
Кроме того, целесообразна подготовка методического пособия /руководства (на бумажном и/или электронном носителе), включающего порядок определения нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг УКДТ и нормативных затрат на содержание их имущества, а также дополнительные пояснения о месте и роли этого порядка в деятельности УКДТ, в практике подготовки и применения государственных (муниципальных) заданий на услуги государственных (муниципальных) учреждений культурно-досугового типа, возможностях применения в деятельности УКДТ с целью последующего доведения методического пособия до органов управления культуры и учреждений.
В-пятых, внедрению порядка определения нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг УКДТ и нормативных затрат на содержание их имущества должно сопутствовать совершенствование системы учета и отчетности государственных (муниципальных) учреждений культурно-досугового типа.
В этой связи необходимо организовать в системе государственных (муниципальных) учреждений культурно-досугового типа ведение статистического и финансового учета и отчетности в разрезе услуг/ типов услуг, оказываемых этими учреждениями.
Данная мера позволит существенно улучшить качество и достоверность статистической и финансовой информации, на базе которой формируются значения нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг УКДТ и нормативных затрат на содержание их имущества и принимаются другие управленческие решения.
Выделение затрат по каждой услуге позволит более четко увязать бюджетные расходы и достигнутые результаты, значимые с точки зрения общественности.
В-шестых, внедрение порядка определения нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг УКДТ и нормативных затрат на содержание их имущества предполагает последующие мониторинг и оценку выполнения государственных (муниципальных) услуг, оказываемых государственными (муниципальными) учреждениями культурно-досугового типа. Таким образом, необходима организация регулярного мониторинга качества и эффективности услуг в сфере культуры и досуга (он может быть как выборочным, так и сплошным, охватывающим все учреждения культурно-досугового типа), а также определение структуры отчета о данном мониторинге.
Показатели мониторинга качества и эффективности услуг в сфере культуры и досуга целесообразно включить в состав показателей мониторинга состояния сферы культуры, а также - ежегодно включать в ДРОНД Минкультуры России.
В-седьмых, для дальнейшего эффективного внедрения порядка определения нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг УКДТ и нормативных затрат на содержание их имущества в практику планирования и реализации деятельности УКДТ целесообразно продолжить совершенствование системы натуральных и финансовых норм на услуги государственных (муниципальных) учреждений культурно-досугового типа. Практика показывает, что на сегодняшний день разработаны далеко не все необходимые натуральные и финансовые нормы, нормативы численности персонала учреждений и т.п., а многие из действующих требуют уточнения.
Внедрение натуральных и финансовых норм создаст основания для регулярной корректировки значений нормативных затрат, а также повышения и оценки эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений, оказывающих населению бюджетные услуги в сфере культуры и досуга.
Рекомендуемый перечень мероприятий на уровне органов управления культуры субъектов Российской Федерации и муниципальных образований включает:
1. Организацию информирования о практическом использовании порядка определения нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг УКДТ и нормативных затрат на содержание их имущества в деятельности государственных (муниципальных) учреждений культурно-досугового типа. Особенно важно организовать подобное оперативное информирование для административно-управленческого персонала государственных (муниципальных) учреждений культурно-досугового типа. Каналами информирования при этом могут быть рабочие совещания, семинары и т.п., Интернет-ресурсы, региональные и муниципальные СМИ.
2. Организацию обучения работников региональных органов управления культуры и органов местного самоуправления, а также учреждений культурно-досугового типа (не менее одного специалиста из каждого учреждения) по вопросам подготовки и применения нормативных затрат, планированию расходов государственных (муниципальных) учреждений с учетом нормативных затрат на оказание услуг и содержание учреждений.
3. Организацию в системе учреждений культурно-досугового типа ведения статистических и финансовых форм учета и отчетности в разрезе услуг/типов услуг, оказываемых государственными (муниципальными) учреждениями.
4. Ведение ежегодного мониторинга качества и эффективности оказания государственных (муниципальных) услуг в сфере культуры и досуга. Показатели данного мониторинга при этом целесообразно включить в состав показателей мониторинга состояния сферы культуры региона, а также - ежегодно - включать в ДРОНД органа управления культуры субъекта Федерации.
На уровне учреждений культурно-досугового типа в целях внедрения нормативных затрат целесообразно:
1. Провести информирование административно-управленческого персонала государственных (муниципальных) учреждений культурно-досугового типа о лучшей практике разработки и использования нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг УКДТ и нормативных затрат на содержание их имущества.
2. Организовать обучение работников государственного (муниципального) учреждения культурно-досугового типа по вопросам применения нормативных затрат, определению нормативных затрат, планированию расходов государственных (муниципальных) учреждений с учетом нормативных затрат на оказание услуг и содержание учреждений.
3. Обратить внимание на совершенствование системы первичной учетной документации по вопросам предоставления государственных (муниципальных) услуг в сфере культуры и досуга (эта мера на уровне учреждения особенно актуальна в период, пока не утверждены изменения в формы государственной статистической отчетности).
4. Ежегодно проводить внутренний мониторинг качества и эффективности услуг государственного (муниципального) учреждения культурно-досугового типа (мониторинг-самооценку).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875