2. Рекомендации по внедрению порядка по определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг государственными (муниципальными) учреждениями культурно-досугового типа, подведомственными органам управления культуры субъектов Российской Федерации (муниципальным образованиям), и нормативных затрат на содержание их имущества в деятельность органов управления культуры субъектов Российской Федерации (муниципальных образований)

2. Рекомендации по внедрению порядка по определению

нормативных затрат на оказание государственных

(муниципальных) услуг государственными (муниципальными)

учреждениями культурно-досугового типа, подведомственными

органам управления культуры субъектов Российской Федерации

(муниципальным образованиям), и нормативных затрат

на содержание их имущества в деятельность органов

управления культуры субъектов Российской Федерации

(муниципальных образований)

Реализация мероприятий по внедрению порядка по определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг и содержание имущества государственных (муниципальных) учреждений культурно-досугового типа необходима на всех уровнях управления отраслью культуры, включая Минкультуры России, региональные и муниципальные органы управления культуры, а также учреждения культурно-досугового типа (далее - УКДТ).

При этом рассматриваемые мероприятия должны охватить 6 ключевых направлений действий:

Информационная поддержка внедрения порядка определения нормативных затрат;

Пилотное внедрение порядка определения нормативных затрат в государственные (муниципальные) учреждения культурно-досугового типа;

Обучение по вопросам применения порядка определения нормативных затрат;

Совершенствование системы учета и отчетности государственных (муниципальных) учреждений культурно-досугового типа;

Мониторинг качества услуг в сфере культуры и досуга (качество услуг может снизиться вследствие некорректно рассчитанного и профинансированного объема нормативных затрат учреждения на оказание государственных (муниципальных) услуг и нормативных затрат на содержание имущества);

Улучшение нормативно-методического и организационного обеспечения применения нормативных затрат.

На уровне Минкультуры России целесообразна реализация следующих основных мероприятий.

Во-первых, необходимо организовать информирование органов управления культуры субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, учреждений культурно-досугового типа о лучшей практике разработки и использования нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг и нормативных затрат на содержание их имущества.

Каналами информирования для Минкультуры России могут стать его официальный сайт, а также СМИ, где могут быть размещены как общая информация о практике внедрения нормативных затрат, так и тексты соответствующих документов, а также различные методические пояснения по их применению.

Во-вторых, в условиях динамичного изменения рыночных цен на товары и услуги, потребляемые в процессе оказания услуг государственными (муниципальными) учреждениями культуры (коммунальные, транспортные услуги, услуги связи, арендная плата и проч.) целесообразно автоматизировать некоторые трудоемкие операции по определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг и нормативных затрат на содержание их имущества.

При существенных изменениях цен необходимо оперативно пересчитывать и доводить до учреждений новые нормативы финансирования бюджетных услуг и, как следствие, новые объемы предоставления государственных (муниципальных) услуг (за выделенные деньги). В противном случае может существенно пострадать качество данных услуг.

Создание и организация работы подобной информационной системы необходима для обеспечения эффективного и надежного информационного взаимодействия всех участников процедуры определения нормативных затрат в рамках сбора и анализа информации о деятельности и финансировании учреждений культурно-досугового типа.

В-третьих, внедрению порядка определения нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг УКДТ и нормативных затрат на содержание их имущества во всей системе УКДТ России должен предшествовать этап внедрения порядка определения нормативных затрат в пилотных государственных (муниципальных) учреждениях.

Для его организации от Минкультуры России потребуется:

определить перечень субъектов Российской Федерации и пилотных государственных (муниципальных) учреждений (с охватом разных видов учреждений культурно-досугового типа, нескольких субъектов РФ с разным уровнем СЭР и ситуацией в сфере культуры и досуга, охватом учреждений, расположенных в городской и сельской местности));

установить период пилотного внедрения порядка определения нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг УКДТ и нормативных затрат на содержание их имущества (от нескольких недель до нескольких месяцев);

определить "контрольные точки" обмена информацией по процессу и практике внедрения и использования порядка определения нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг УКДТ и нормативных затрат на содержание их имущества;

получить обратную связь и провести обсуждение результатов пилотного внедрения порядка, определить перечень необходимых уточнений методических аспектов порядка определения нормативных затрат, распространить лучший опыт.

В-четвертых, внедрение порядка определения нормативных затрат должно сопровождаться обучением заинтересованных сторон по вопросам подготовки и применения нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг УКДТ и нормативных затрат на содержание их имущества.

Обучение может быть реализовано через проведение тематических семинаров/конференций, в т.ч. с использованием ресурсов сети Интернет (путем организации вебинаров и т.д.).

Кроме того, целесообразна подготовка методического пособия /руководства (на бумажном и/или электронном носителе), включающего порядок определения нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг УКДТ и нормативных затрат на содержание их имущества, а также дополнительные пояснения о месте и роли этого порядка в деятельности УКДТ, в практике подготовки и применения государственных (муниципальных) заданий на услуги государственных (муниципальных) учреждений культурно-досугового типа, возможностях применения в деятельности УКДТ с целью последующего доведения методического пособия до органов управления культуры и учреждений.

В-пятых, внедрению порядка определения нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг УКДТ и нормативных затрат на содержание их имущества должно сопутствовать совершенствование системы учета и отчетности государственных (муниципальных) учреждений культурно-досугового типа.

В этой связи необходимо организовать в системе государственных (муниципальных) учреждений культурно-досугового типа ведение статистического и финансового учета и отчетности в разрезе услуг/ типов услуг, оказываемых этими учреждениями.

Данная мера позволит существенно улучшить качество и достоверность статистической и финансовой информации, на базе которой формируются значения нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг УКДТ и нормативных затрат на содержание их имущества и принимаются другие управленческие решения.

Выделение затрат по каждой услуге позволит более четко увязать бюджетные расходы и достигнутые результаты, значимые с точки зрения общественности.

В-шестых, внедрение порядка определения нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг УКДТ и нормативных затрат на содержание их имущества предполагает последующие мониторинг и оценку выполнения государственных (муниципальных) услуг, оказываемых государственными (муниципальными) учреждениями культурно-досугового типа. Таким образом, необходима организация регулярного мониторинга качества и эффективности услуг в сфере культуры и досуга (он может быть как выборочным, так и сплошным, охватывающим все учреждения культурно-досугового типа), а также определение структуры отчета о данном мониторинге.

Показатели мониторинга качества и эффективности услуг в сфере культуры и досуга целесообразно включить в состав показателей мониторинга состояния сферы культуры, а также - ежегодно включать в ДРОНД Минкультуры России.

В-седьмых, для дальнейшего эффективного внедрения порядка определения нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг УКДТ и нормативных затрат на содержание их имущества в практику планирования и реализации деятельности УКДТ целесообразно продолжить совершенствование системы натуральных и финансовых норм на услуги государственных (муниципальных) учреждений культурно-досугового типа. Практика показывает, что на сегодняшний день разработаны далеко не все необходимые натуральные и финансовые нормы, нормативы численности персонала учреждений и т.п., а многие из действующих требуют уточнения.

Внедрение натуральных и финансовых норм создаст основания для регулярной корректировки значений нормативных затрат, а также повышения и оценки эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений, оказывающих населению бюджетные услуги в сфере культуры и досуга.

Рекомендуемый перечень мероприятий на уровне органов управления культуры субъектов Российской Федерации и муниципальных образований включает:

1. Организацию информирования о практическом использовании порядка определения нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг УКДТ и нормативных затрат на содержание их имущества в деятельности государственных (муниципальных) учреждений культурно-досугового типа. Особенно важно организовать подобное оперативное информирование для административно-управленческого персонала государственных (муниципальных) учреждений культурно-досугового типа. Каналами информирования при этом могут быть рабочие совещания, семинары и т.п., Интернет-ресурсы, региональные и муниципальные СМИ.

2. Организацию обучения работников региональных органов управления культуры и органов местного самоуправления, а также учреждений культурно-досугового типа (не менее одного специалиста из каждого учреждения) по вопросам подготовки и применения нормативных затрат, планированию расходов государственных (муниципальных) учреждений с учетом нормативных затрат на оказание услуг и содержание учреждений.

3. Организацию в системе учреждений культурно-досугового типа ведения статистических и финансовых форм учета и отчетности в разрезе услуг/типов услуг, оказываемых государственными (муниципальными) учреждениями.

4. Ведение ежегодного мониторинга качества и эффективности оказания государственных (муниципальных) услуг в сфере культуры и досуга. Показатели данного мониторинга при этом целесообразно включить в состав показателей мониторинга состояния сферы культуры региона, а также - ежегодно - включать в ДРОНД органа управления культуры субъекта Федерации.

На уровне учреждений культурно-досугового типа в целях внедрения нормативных затрат целесообразно:

1. Провести информирование административно-управленческого персонала государственных (муниципальных) учреждений культурно-досугового типа о лучшей практике разработки и использования нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг УКДТ и нормативных затрат на содержание их имущества.

2. Организовать обучение работников государственного (муниципального) учреждения культурно-досугового типа по вопросам применения нормативных затрат, определению нормативных затрат, планированию расходов государственных (муниципальных) учреждений с учетом нормативных затрат на оказание услуг и содержание учреждений.

3. Обратить внимание на совершенствование системы первичной учетной документации по вопросам предоставления государственных (муниципальных) услуг в сфере культуры и досуга (эта мера на уровне учреждения особенно актуальна в период, пока не утверждены изменения в формы государственной статистической отчетности).

4. Ежегодно проводить внутренний мониторинг качества и эффективности услуг государственного (муниципального) учреждения культурно-досугового типа (мониторинг-самооценку).