1. Определение объемов реализации продуктов растениеводства

Объем реализации продукции растениеводства (в натуральном выражении) в хозяйствах всех категорий определяется как сумма объемов реализации сельхозпродукции в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, и хозяйствах населения.

Объемы продажи продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий рассчитываются сначала в целом по субъекту Российской Федерации с последующим распределением по муниципальным районам (городским округам) (далее - по районам).

Объемы реализации сельскохозяйственной продукции за год по категориям хозяйств определяются следующим образом:

1.1. по сельскохозяйственным организациям - в зависимости от типа предприятия:

- по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, - на основании данных ф. N 21-СХ "Сведения о реализации сельскохозяйственной продукции";

- по малым сельхозпредприятиям (без микропредприятий) объемы реализации основных продуктов растениеводства (зерновые и зернобобовые культуры, семена и плоды масличных культур, в том числе подсолнечника, сахарная свекла (фабричная), картофель, овощи) определяются на основании данных выборочного обследования малых предприятий по ф. N 2-фермер (раздел 4 "Реализация и наличие основных продуктов растениеводства") в соответствии с Методическими указаниями по проведению выборочного статистического наблюдения за деятельностью сельскохозяйственных организаций - субъектов малого предпринимательства (утверждены приказом Росстата от 01.10.2009 N 211).

Данные о реализации сельскохозяйственных продуктов, не предусмотренных программой выборочного обследования (соя, лен-долгунец волокно, плоды и ягоды по видам, виноград, бахчевые культуры), рассчитываются на основании данных об объемах реализации соответствующего вида продукции в сельхозорганизациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, и соотношений объемов производства продуктов растениеводства (ф. N N 29-СХ, 2-фермер) в малых предприятиях (без микропредприятий) и сельхозорганизациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства.

Рисунок 1, где (1.1)

Рисунок 2 - продажа i-го вида продукции малыми предприятиями (без микропредприятий);

Рисунок 3 - продажа i-го вида продукции сельхозорганизациями, не относящимися к субъектам малого предпринимательства;

Рисунок 4 - коэффициент соотношения объемов производства i-го вида продукции в малых предприятиях (без микропредприятий) и сельхозорганизациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства:

Рисунок 5, где (1.2)

Рисунок 6 - производство i-го вида продукции в малых предприятиях (без микропредприятий);

Рисунок 7 - производство i-го вида продукции в сельхозорганизациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства.

Объемы реализации отдельных видов зерновых культур, плодов и ягод определяются вначале по районам на основании данных об объемах реализации всех зерновых и зернобобовых, плодово-ягодных культур в распределении по районам и данных о структуре производства зерна и плодов и ягод в каждом районе, а затем путем суммирования получают данные в целом по субъекту Российской Федерации. Порядок определения объемов реализации по районам приведен в разделе 2 настоящих Методических указаний.

- по микропредприятиям - расчет на основании данных о реализации соответствующего вида продукции в сельхозорганизациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, и соотношения объемов производства продуктов растениеводства в микропредприятиях и в сельхозорганизациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, аналогично досчету по малым предприятиям (без микропредприятий) (формулы 1.1 - 1.2).

- по прочим сельскохозяйственным организациям - расчет на основании данных об объемах реализации соответствующего вида продукции в сельхозорганизациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, и малых предприятиях (включая микропредприятия), и соотношения объемов производства продуктов растениеводства в прочих сельхозорганизациях к объемам производства в сельхозорганизациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, и малых предприятиях (включая микропредприятия).

Рисунок 8, где (1.3)

Рисунок 9 - продажа i-го вида продукции прочими сельхозорганизациями;

Рисунок 10 - продажа i-го вида продукции сельхозорганизациями, не относящимися к субъектам малого предпринимательства, и малыми предприятиями (включая микропредприятия);

Рисунок 11 - коэффициент соотношения произведенной продукции i-го вида прочими сельхозорганизациями к произведенной продукции i-го вида сельхозорганизациями, не относящимися к субъектам малого предпринимательства, и малыми предприятиями (включая микропредприятия);

Рисунок 12, где (1.4)

Рисунок 13 - производство i-го вида продукции прочими сельхозорганизациями;

Рисунок 14 - производство i-го вида продукции сельхозорганизациями, не относящимися к субъектам малого предпринимательства, и малыми предприятиями (включая микропредприятия).

Расчет объема проданной продукции по прочим сельхозорганизациям осуществляется по основным видам продуктов растениеводства (зерновые и зернобобовые культуры - по видам, масличные культуры, в том числе подсолнечник, соя, сахарная свекла, лен-долгунец на волокно, картофель, овощи, плодово-ягодные культуры по видам, виноград, бахчевые культуры).

При этом общий объем реализации по зерновым и зернобобовым и плодово-ягодным культурам определяется как сумма объемов продаж по отдельным видам зерновых культур и зернобобовым культурам; плодов и ягод - как сумма объемов продаж по видам плодово-ягодных культур.

1.2. Объемы реализации основных продуктов растениеводства (зерновые и зернобобовые культуры, семена и плоды масличных культур, в том числе подсолнечника, сахарная свекла (фабричная), картофель, овощи) по крестьянским (фермерским) хозяйствам и индивидуальным предпринимателям определяются на основании данных выборочного обследования крестьянских (фермерских) хозяйств по ф. N 2-фермер (раздел 4 "Реализация и наличие основных продуктов растениеводства") в соответствии с "Методическими указаниями по проведению выборочного статистического наблюдения за деятельностью крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей" (утверждены приказом Росстата от 06.10.2009 N 215).

Расчет объема реализации плодов и ягод (всего), винограда, бахчевых культур проводится с использованием коэффициента товарности по следующей формуле:

Рисунок 15, где (1.5)

Рисунок 16 - объем продажи i-го вида продукции крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями;

Рисунок 17 - объем производства i-го вида продукции крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями;

Рисунок 18 - коэффициент товарности производства i-го вида продукции:

Рисунок 19, где (1.6)

Рисунок 20 - объем продажи i-го вида продукции;

Рисунок 21 - объем производства i-го вида продукции.

Коэффициент товарности сельскохозяйственного производства по крестьянским (фермерским) хозяйствам и индивидуальным предпринимателям может быть установлен на основе итогов Всероссийской сельскохозяйственной переписи (далее - ВСХП), либо на уровне аналогичного показателя по хозяйствам населения или сельскохозяйственным организациям (в зависимости от сельскохозяйственной специализации субъекта Российской Федерации).

Данные о реализации зерновых и зернобобовых культур по видам, плодово-ягодных культур по видам, сое определяются исходя из общего объема продажи зерновых и зернобобовых, масличных, плодово-ягодных культур крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями и структуры производства этих культур по видам в крестьянских (фермерских) хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей.

Рисунок 22, где (1.7)

Рисунок 23 - объем проданной продукции i-го вида крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями;

Рисунок 24 - общий объем проданной продукции (зерновых и зернобобовых, масличных культур, плодов и ягод) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями;

Рисунок 25 - удельный вес производства i-го вида продукции в общем объеме производства зерновых и зернобобовых, масличных культур, плодов и ягод крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями:

Рисунок 26, где (1.8)

Рисунок 27 - производство i-го вида продукции крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями;

Рисунок 28 - общий объем производства зерновых и зернобобовых, масличных культур, плодов и ягод крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями.

Объем реализации льна-долгунца на волокно рассчитывается на основании данных по сельхозорганизациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, и соотношения объемов производства льноволокна в крестьянских (фермерских) хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей и в сельхозорганизациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства (аналогично формулам 1.1 - 1.2).

1.3. Объем реализации продуктов растениеводства по хозяйствам населения определяется на основании данных выборочного обследования личных подсобных хозяйств и других индивидуальных хозяйств граждан (ф. N 2) в соответствии с "Методическими указаниями по проведению выборочного статистического наблюдения за сельскохозяйственной деятельностью личных подсобных и других индивидуальных хозяйств граждан" (утверждены приказом Росстата от 05.12.2008 N 302) с досчетом объемов проданной продукции хозяйствами населения городской местности.

Реализация сельскохозяйственной продукции хозяйствами населения определяется с учетом продажи продуктов переработки в пересчете на сельскохозяйственное сырье в целом по субъекту Российской Федерации с последующим распределением объемов проданной продукции по районам.

1.3.1. Для установления объема продажи сельскохозяйственной продукции личными подсобными хозяйствами сельской местности используются данные выборочного обследования этой категории сельхозпроизводителей об объемах продажи зерна, семян подсолнечника, картофеля, овощей, бахчевых культур, плодов и ягод, винограда.

Общий объем продажи зерновых и зернобобовых культур распределяется по отдельным видам культур на основании данных о структуре производства зерновых и зернобобовых культур по видам в хозяйствах населения.

Объем реализации личными подсобными хозяйствами масличных культур определяется с использованием коэффициента товарности, рассчитанного по данным ВСХП:

Рисунок 29, где (1.9)

Рисунок 30 - объем продажи i-го вида продукции личными подсобными хозяйствами сельской местности;

Рисунок 31 - объем производства i-го вида продукции личными подсобными хозяйствами сельской местности;

Рисунок 32 - коэффициент товарности производства i-го вида продукции личными подсобными хозяйствами сельской местности (по данным ВСХП).

1.3.2. Сельскохозяйственная продукция, проданная хозяйствами всех групп населения, определяется в следующем порядке:

Рисунок 33, где (1.10)

Рисунок 34 - продажа i-го вида продукции всеми группами хозяйств населения;

Рисунок 35 - продажа i-го вида продукции хозяйствами населения сельской местности;

Рисунок 36 - коэффициент досчета объемов реализации сельскохозяйственной продукции хозяйствами населения с учетом городской местности (определяется как отношение общего объема производства в хозяйствах населения к объему произведенной продукции i-го вида в личных подсобных хозяйствах сельской местности):

Рисунок 37, где (1.11)

Рисунок 38 - общий объем производства i-го вида продукции хозяйствами населения;

Рисунок 39 - производство i-го вида продукции в личных подсобных хозяйствах сельской местности (по данным выборочного обследования).

Досчет объема продажи продукции растениеводства с учетом хозяйств населения городской местности производится по картофелю, овощам, косточковым и семечковым плодам, ягодам культурным, винограду и бахчевым культурам.