Если кредитная организация проводит операции через целевые или связанные организации или в юрисдикциях, где отсутствует прозрачность или не выполняются международные стандарты банковской деятельности, то совет директоров и исполнительные органы обязаны понимать цель, схему и индивидуальные риски этих операций. Необходимо ограничивать выявленные риски (принцип "знай свою структуру").
120. У кредитной организации могут быть законные основания для того, чтобы осуществлять свою деятельность в тех или иных юрисдикциях (или устанавливать деловые отношения с организациями или контрагентами, работающими в этих юрисдикциях) или учреждать там те или иные структуры (например, организации специального назначения (special purpose vehicles) или корпоративные трастовые организации). Однако, работая в юрисдикциях с недостаточной прозрачностью или не отвечающих международным стандартам банковской деятельности (в области пруденциального надзора, налогообложения, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и т.д.) <38> или действуя через сложные и непрозрачные структуры, кредитная организация может подвергнуть себя финансовому, правовому, репутационному и прочим рискам; в такой обстановке затрудняется осуществление необходимого контроля со стороны совета директоров и исполнительных органов за ведением бизнеса, снижается эффективность надзора. Кредитная организация должна произвести рассмотрение предлагаемых операций и сделок из числа указанных и им подобных и, прежде чем одобрить их, тщательно взвесить, каким образом будет осуществляться контроль за ними со стороны совета директоров и исполнительных органов.
--------------------------------
<38> Под указанными юрисдикциями понимаются как офшорные финансовые центры, так и иные юрисдикции, недостаточное раскрытие информации и слабые правовые системы которых способствуют осуществлению теневой деятельности и препятствуют эффективному управлению и надзору.
121. Кроме вышеназванных рисков, кредитная организация может косвенно подвергаться рискам в ходе предоставления услуг или организации структур по поручению клиентов <39>. Например, кредитная организация может выступать в качестве агента по формированию организации или товарищества, оказывать услуги по доверительному управлению и проводить сложно структурированные финансовые операции по поручению клиентов. Эти виды деятельности часто бывают очень выгодными и могут соответствовать законным деловым интересам клиентов, но в ряде случаев клиенты могут использовать продукты и услуги, предоставленные кредитной организацией в противозаконных целях. Это может создать для кредитной организации существенные правовые и репутационные риски, заставить не концентрироваться на основной деятельности, препятствовать надлежащему контролю за рисками, которым подвергается группа в целом при обслуживании таких клиентов.
--------------------------------
<39> См. "Customer Due Diligence for Banks", Basel Committee on Banking Supervision, October 2001, документ доступен по ссылке в сети Интернет: http://www.bis.org/publ/bcbs85.htm.
122. Совет директоров и исполнительные органы должны выявлять возможные проблемы, избегать их или принимать меры для их смягчения:
- На постоянной основе проводить оценку и поддерживать должный уровень политик, процедур и стратегий, регулирующих порядок санкционирования и организации работы таких структур или осуществления таких видов деятельности.
- Осуществлять мониторинг таких структур и видов деятельности в целях подтверждения неизменности их соответствия установленным целям и оправданности их содержания.
- Утвердить адекватные процедуры идентификации существенных рисков, сопровождающих такие виды деятельности, и управления ими. Кредитная организация должна отказаться от проведения таких операций, если не имеет возможности надежно идентифицировать, оценивать и управлять существенными финансовыми, правовыми или репутационными рисками.
123. Следуя указаниям совета директоров, исполнительные органы должны разработать политику, которая регулировала бы:
- Порядок разрешения такого рода деятельности (соответствующие лимиты, стандарты ограничения правового и репутационного рисков, требования к информационному обеспечению) с учетом последствий для операционной структуры организации.
- Определение и понимание целей этой деятельности и контроль за соответствием ее реального содержания заявленным целям.
- Документирование процедуры рассмотрения вопросов, дачи разрешений и управления рисками, чтобы процесс был прозрачен для аудита и надзора.
- Оценку необходимости продолжать работать в определенных юрисдикциях или через сложные структуры, снижающие прозрачность.
- Беспрепятственное получение информации о такой деятельности и сопутствующих рисках головным офисом кредитной организации и ее представление совету директоров и надзорному органу.
- Регулярный внешний и внутренний аудит такого рода деятельности.
124. Совет директоров материнской организации может повысить эффективность указанных мер, если потребует, чтобы контрольные службы (в том числе службы, осуществляющие внутренний аудит, управление рисками и комплаенс) провели официальную проверку структурных подразделений, их операций и организации внутреннего контроля, соответствия их деятельности одобренной советом директоров стратегии с последующим предоставлением отчета о выявленных недостатках совету директоров и исполнительным органам.
125. Совет директоров должен быть готов к обсуждению с надзорным органом (и при необходимости к представлению отчетов) вопросов политики и стратегии, касающихся организации и работы таких структур.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875