<Письмо> ФНП от 09.08.2012 N 1636/06-12 <О проверке нотариусом полномочий депутата представительного органа местного самоуправления или главы муниципального образования>

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НОТАРИАЛЬНАЯ ПАЛАТА

ПИСЬМО

от 9 августа 2012 г. N 1636/06-12

В связи с обращением по вопросу о проверке полномочий депутата представительного органа муниципального образования и (или) избранного на муниципальных выборах главы муниципального образования при свидетельствовании нотариусами подлинности его подписи на листе поддержки кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), далее - лист поддержки кандидата, Федеральная нотариальная палата полагает необходимым отметить следующее.

Федеральным законом от 02.05.2012 N 40-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", далее - Федеральный закон (подпункт "б" пункта 3 статьи 1), предусмотрена необходимость нотариального свидетельствования подлинности подписей депутатов представительного органа муниципального образования и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований на листах поддержки кандидатов. В листе поддержки кандидата указываются фамилия, имя, отчество и дата рождения депутата представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования, проставляющего подпись на данном листе; наименование представительного органа муниципального образования, депутатом которого является лицо, ставящее подпись, или наименование должности главы муниципального образования, которым является лицо, ставящее подпись; наименование муниципального образования (подпункт "е" пункта 6 статьи 2 Федерального закона).

Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, в компетенцию которой входит оказание правовой и методической помощи для обеспечения проведения выборов и референдумов в Российской Федерации (подпункт "е" пункта 9 статьи 21 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"), в качестве методического пособия законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации и другим лицам, участвующим в подготовке законов субъектов Российской Федерации о выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), разработан Модельный закон "О выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)", далее - Модельный закон. В Модельный закон (часть 4 статьи 28) включено положение об отнесении проверки достоверности подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, к полномочиям избирательной комиссии субъекта Российской Федерации. Если подпись на листе поддержки проставлена лицом, не являющимся на момент проставления подписи депутатом представительного органа муниципального образования или избранным на муниципальных выборах главой муниципального образования, такая подпись должна быть признана избирательной комиссией субъекта Российской Федерации недостоверной (пункт 1 части 7 статьи 28 Модельного закона).

Анализ вышеприведенных норм избирательного законодательства в их взаимной связи позволяет прийти к следующим выводам. Если положения Модельного закона о проверке избирательной комиссией субъекта Российской Федерации полномочий лиц, проставивших подписи в листах поддержки кандидатов, перенесены в закон субъекта Российской Федерации о выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), целью нотариального свидетельствования подлинности подписи на листе поддержки кандидата является лишь подтверждение того факта, что подпись сделана именно этим лицом в присутствии нотариуса.

Нотариус в своей деятельности помимо федерального законодательства обязан руководствоваться законодательством субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 5 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате). Таким образом, в рассматриваемом случае для нотариального свидетельствования подлинности подписи депутата представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования на листе поддержки кандидата, по мнению Федеральной нотариальной палаты, необходимо установить личность гражданина, подписывающего лист поддержки кандидата, проведения нотариусом проверки его полномочий не требуется. В связи с этим при совершении данного нотариального действия нотариусы применяют форму N 54 Форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 10.04.2002 N 99.

Однако при отсутствии в законе субъекта Российской Федерации о выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) нормы о проверке избирательной комиссией субъекта Российской Федерации полномочий лиц, проставивших подписи в листах поддержки кандидатов, нотариус, свидетельствующий подлинность подписи на листе поддержки кандидата, обязан проверить полномочия депутата представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования, подписывающего лист поддержки кандидата.

Президент палаты

М.И.САЗОНОВА