4.2. Системы контентной фильтрации
Схема размещения контентных фильтров на клиентских станциях, применяемая в существующем решении Минобрнауки России, имеет свои ограничения:
- Отсутствие в образовательной организации персонала или наличие сторонних организаций, способных обеспечить оперативную настройку систем контент-фильтрации. Наиболее актуально данное ограничение для небольших образовательных организаций и организаций в удаленных населенных пунктах;
- Большое число точек настройки. Настраивать контент-фильтр необходимо на каждом компьютере. Ограничение снимается, если контент-фильтры поддерживают массовое автоматическое обновление. Однако, в любом случае, увеличение количества настраиваемых элементов повышает сложность и снижает надежность системы в целом;
- Затруднено оперативное автоматическое обновление настроек всех СКФ на территории страны при изменениях в Классификаторе. Это связано и с качеством и скоростью каналов подключения, и с разницей часовых поясов, и режимами работы организаций, и другими факторами. Кроме того, для автоматического обновления все типы СКФ должны поддерживать единый формат приема Базы данных категоризированных ресурсов;
- При увеличении числа клиентских компьютеров до определенного уровня суммарная стоимость лицензий локальных СКФ может превысить стоимость централизованного решения.
Рисунок 3. Схема работы контент-фильтрации при размещении
в ОО

Для снятия данного ограничения рекомендуется внедрить систему контентной фильтрации на стороне Интернет-провайдера либо специализированной организации, обеспечивающей доступ в сеть Интернет для ОО. При этом необходимо обязать Интернет-провайдеров иметь СКФ и предоставлять услугу контентной фильтрации при заключении договоров с целью доступа к сети Интернет образовательных организаций. В этом случае образовательные организации будут подключаться Интернет-провайдером к сети Интернет через данную СКФ. Небольшим Интернет-провайдерам, которые не могут обеспечить полноценное развертывание системы СКФ на своих каналах, достаточно будет пропустить трафик от образовательных организаций на Интернет-провайдера, развернувшего такую систему.
Рисунок 4. Схема работы контент-фильтрации при размещении
у Интернет-провайдера

Такое решение обеспечивает следующие преимущества:
- Упрощается задача унификации интерфейсов обновления настроек систем СКФ, что позволяет полностью автоматизировать процесс обновления;
- СКФ будут всегда доступны для обновления, что повышает оперативность внесения изменений в настройки;
- При определенном количестве обслуживаемых подключений стоимость такого решения будет меньше стоимости локальных установок;
- У Интернет-провайдера появляется инструмент URL фильтрации, который может быть использован и в общих задачах ограничения доступа к информации вместо блокировки по IP и DNS.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875