1.2. Обзор текущей ситуации

Обзор текущей ситуации дан в Приложении N 1 к настоящему документу, в котором описана общая постановка задачи в контексте общей ситуации с ограничением доступа к информации в Интернет, а также кратко описываются действующие практические механизмы обеспечения таких ограничений.

Следует сразу отметить, что базовые принципы организации СКФ в образовательных организациях были отражены в документе "Методические и справочные материалы для реализации комплексных мер по внедрению и использованию программно-технических средств, обеспечивающих исключение доступа обучающихся образовательных учреждений к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, не совместимую с задачами образования и воспитания", подготовленном Минобрнауки России в 2006 году.

Основные выводы по текущей ситуации, в связи с поставленной задачей, следующие:

- Не все образовательные организации способны внедрить и поддерживать у себя локальные фильтры. Еще сложнее это делать для детей, обучающихся на дому.

- Контроль доступа к Интернет-ресурсам, содержащим информацию, запрещенную на территории Российской Федерации, обеспечивается федеральной службой по надзору в сфере связи.

- Механизм актуализации списка ограничения доступа не отвечает современным требованиям по оперативности.

- Система изолирована и не взаимодействует с внутригосударственными системами и иными организациями, и базами данных Интернет-ресурсов.

- Отсутствует описание современных технических требований к системам фильтрации, которые могли бы обеспечивать качество фильтрации контента в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

- Осуществление ограничения доступа описано как ограничение доступа к Интернет-ресурсам, а не информации (контенту), размещенному в сети Интернет, как этого требует Федеральный Закон Российской Федерации.

- Отсутствуют технологические инструменты адресного контроля за осуществлением фильтрации Интернет-контента при использовании сети Интернет в образовательных организациях.

На основе данных выводов разработана возможная модель развития СКФ в рамках образовательного процесса, которая отражена в Приложении N 2 к настоящему документу. При разработке учитывались как результаты анализа текущей ситуации, так и существующие нормативно-правовые акты:

- Федеральный закон 436-ФЗ от 29 декабря 2010 г. "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".

- Федеральный закон 114-ФЗ от 25 июля 2002 г. "О противодействии экстремистской деятельности".

- Федеральный закон 187-ФЗ от 2 июля 2013 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях".

- Методические материалы.

- "Правила подключения общеобразовательных учреждений к единой системе контент-фильтрации доступа к сети Интернет, реализованной Министерством образования и науки Российской Федерации", Минобрнауки России, 2011 г.

В разделе 2 настоящего документа описан сценарий взаимодействия основных участников в рамках организации работы СКФ, разработанный на основе предложенной модели.