Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

5.1. Рекомендуемый порядок проведения оценки уязвимости ТС

5.1. Рекомендуемый порядок проведения оценки уязвимости ТС.

Перечень работ при проведении оценки уязвимости ТС, в соответствии с Приказом Минтранса России от 15.11.2010 N 248, приведен в приложении N 10.

5.1.1. Изучение технических и технологических характеристик ТС рекомендуется осуществлять в следующем порядке:

- изучение документов, определяющих право распоряжаться ТС (свидетельства о праве на собственность, выписки из реестра федерального имущества, документы бухгалтерского учета на закупку ТС, технического паспорта (формуляра) ТС);

- определение структурных подразделений владельца ТС, в чьем ведении находится техническая, технологическая, бухгалтерская документация на ТС;

- изучение основных технических и эксплуатационных документов на ТС с целью изучения эксплуатационных характеристик ТС (допустимая скорость эксплуатации, тяговое усилие, грузоподъемность, грузовместимость, пассажировместимость, габарит, способность перевозить людей и опасные грузы, возможность обращения в межгосударственном сообщении, межремонтные сроки);

- изучение общего плана (чертежей) ТС, конструктивного состава ТС (паспортов элементов, технологического оборудования, их балансовой стоимости), схем, специфики мест стоянок, района эксплуатации (курсирования) ТС;

- изучение конструктивно-технических решений ТС, технологического, технического паспорта (формуляра) ТС;

- изучение конструктивных особенностей ТС и мест расположения особо важных элементов и систем жизнеобеспечения ТС (органов управления, сигнализации, связи, воздушных рукавов, магистралей, компрессоров, резервуаров, топливной аппаратуры, приборов подачи и подогрева воды и песка, канализации, вентиляции, автосцепки, освещения, силового агрегата, тяговых электродвигателей, главных тормозных цилиндров, электро- и энергооборудования, аккумуляторов, системы пожаротушения, грузовых и пассажирских помещений, технологического оборудования, предназначенного для погрузки и выгрузки грузов на ТС, устройств, обеспечивающих экипировку ТС, систем обмена информацией и т.д.), в том числе доступ к которым должен быть ограничен, определение критических элементов ТС согласно приложению N 2;

- изучение уведомления Росжелдора о включении ТС в реестр категорированных ОТИ и ТС с целью установления категории, присвоенной ТС;

- изучение расположения и назначения фактического или потенциально возможного места доступа на ТС (двери, технологические лючки, люки, окна, форточки, отдушины, тормозные площадки), а также мест возможного укрытия потенциального нарушителя;

- изучение планов, схем мест для размещения пассажиров, организации порядка обслуживания пассажиров;

- изучение схем грузовых помещений ТС, организации порядка погрузо-разгрузочных операций и размещения багажа, грузобагажа и груза;

- изучение документации о размещении и хранении несопровождаемого багажа, грузобагажа и груза;

- изучение сведений о системах, обеспечивающих эффективную внутреннюю связь, а также связь между ТС и диспетчером (постом (пунктом) управления обеспечением транспортной безопасности ТС);

- изучение документов, определяющих порядок и процедуры технического обслуживания и ремонта ТС (ТО, ТР, ДР, СР, КР);

- изучение характера совершаемых ТС рейсов (в границах одной станции с выходом на главные пути, без выхода на главные пути, регулярные по одному маршруту, нерегулярные и т.д.);

- изучение интенсивности использования ТС, характера перевозимых грузов (вида пассажирского сообщения), габарита ТС, максимальной скорости движения ТС;

- изучение географических, топологических, этнических, климатических (для определения соответствия режима работы инженерно-технических систем ТБ климатическим условиям районов эксплуатации (курсирования) ТС), а также криминогенной характеристик районов эксплуатации и обслуживания ТС;

- установление балансовой стоимости ТС;

- подготовка описания технических и технологических характеристик ТС, организации его эксплуатации.

5.1.2. Изучение принятой на ТС системы мер по защите от АНВ рекомендуется осуществлять в следующем порядке:

- изучение документов, регламентирующих обеспечение транспортной безопасности ТС (в том числе сформированных в состав высокоскоростных, скоростных, остальных пассажирских поездов, грузовых, грузовых ускоренных поездов, маневровый состав, группу вагонов), в том числе приказов о назначении лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности;

- изучение документов по вопросам взаимодействия с соответствующими территориальными подразделениями МВД, ФСБ, МЧС России, других органов государственной власти и местного самоуправления;

- изучение процедур реагирования на потенциальные угрозы АНВ, порядка и состава привлекаемых подразделений транспортной безопасности;

- изучение состава и инструкций ответственных должностных лиц, связанных с обеспечением транспортной безопасности ТС;

- изучение порядка организации и осуществления перевозки на ТС оружия, боеприпасов, специальных средств и опасных грузов;

- изучение инструкций, определяющих порядок использования систем, обеспечивающих эффективную внутреннюю связь, а также связь между ТС и диспетчером (постом (пунктом) управления обеспечением транспортной безопасности ТС);

- изучение документации о порядке применения средств досмотра, допуска (если это определено законодательством РФ) пассажиров на ТС и в зоны безопасности ТС, а технического (обслуживающего) персонала в зоны безопасности ТС;

- изучение документов по профессиональной подготовке должностных лиц, ответственных за транспортную безопасность ТС (транспортных средств, находящихся в ведении субъекта железнодорожного транспорта);

- изучение сведений о мерах по обеспечению транспортной безопасности ТС, которые позволят незамедлительно перейти на повышенный уровень безопасности (знание должностными лицами порядка своих действий при переходе, согласованность действий должностных лиц различного уровня и различных ведомств, обеспеченность необходимыми материалами и оборудованием);

- изучение процедур по обеспечению проверок, испытаний, калибровок и технического обслуживания инженерно-технических систем ТБ ТС;

- изучение процедур, инструкций по применению системы тревожного оповещения (порядок приведения в действие, ответственные за техническое состояние и применение);

- изучение порядка действий в случае обнаружения в процессе перевозки оружия, боеприпасов или других опасных грузов, предметов или веществ, применяемых в целях совершения АНВ;

- изучение документации об эвакуации при возникновении потенциальной угрозы АНВ;

- изучение документов по организации охраны ТС;

- изучение порядка проверки состояния сил обеспечения транспортной безопасности ТС и инженерно-технических систем ТБ ТС (кому предоставлено право проверки, периодичность проверок, действия проверяющих и проверяемых);

- изучение документации по взаимодействию сил обеспечения транспортной безопасности ОТИ, на котором находится ТС, и сил обеспечения транспортной безопасности ТС;

- изучение функциональных обязанностей персонала ТС (поезда) по вопросам транспортной безопасности;

- обследование фактической организации режима допуска пассажиров и персонала на ТС, в зоны безопасности и обслуживания ТС, соблюдения ответственными лицами регламентов и организационно-распорядительных документов по обеспечению транспортной безопасности ТС;

- изучение состава и укомплектованности КПП, постов (пунктов) обеспечения транспортной безопасности ТС, их технической оснащенности;

- определение фактического состояния организации всех технологических процессов обслуживания ТС, организации процедур обработки и размещения багажа, грузобагажа, грузов и обслуживания пассажиров, выполнения норм соответствующих регламентных мероприятий;

- определение фактических процедур обеспечения транспортной безопасности, соответствия инженерно-технических систем ТБ при каждом уровне безопасности ТС, а также средств, обеспечивающих их непрерывную работу, с учетом возможного воздействия погодных условий и/или при отсутствии электропитания;

- проверка и обследование фактической организации использования средств досмотра (если определено законодательством РФ), других технических средств ТБ;

- проверка работоспособности инженерно-технических систем ТБ, конструктивно-технических элементов, связи, оповещения и жизнеобеспечения ТС путем контрольных проверок и срабатываний;

- обследование состояния подразделений транспортной безопасности ТС (при их наличии), постов и маршрутов патрулирования, наличия личного состава, а также состояния технической оснащенности, видов вооружения, наличия кинологических подразделений, их фактического использования, проверка соблюдения лицами, ответственными за обеспечение транспортной безопасности ТС, своих обязанностей;

- обследование путей эвакуации с ТС и мест сбора, предусмотренных для обеспечения транспортной безопасности пассажиров и персонала;

- при участии представителей подразделений ФСБ России и МВД России, которые должны быть заранее уведомлены спецорганизацией о месте и сроках проведения оценки уязвимости (отсутствие представителей подразделений ФСБ России и МВД России не влияет на утверждение результатов оценки уязвимости Росжелдором, при этом в соответствующей графе отчета о проведении оценки уязвимости указывается дата и номер письма об их уведомлении), проводится:

а) проверка и обследование фактической реализации организационных, технических мероприятий с использованием имеющихся инженерно-технических систем ТБ по разным сценариям путем учебной практической отработки АНВ;

- изучение порядка защиты информации и хранения баз данных на ТС;

- фотосъемка отдельных элементов зон безопасности и обслуживания ТС, имеющихся и потенциально возможных мест доступа и укрытий на ТС, мест доступа к критическим элементам ТС, а также элементов инженерно-технических систем ТБ и элементов конструкции ТС, критических элементов ТС;

- определение соответствия изученной проектной, технической, технологической документации, действующих организационно-распорядительных документов по обеспечению транспортной безопасности ТС, планов, регламентов, должностных инструкций требованиям нормативных правовых актов в области обеспечения транспортной безопасности;

- определение соответствия изученной документации результатам визуального обследования ТС, обследования систем жизнеобеспечения, проверки работоспособности и фактического состояния инженерно-технических систем ТБ и сил обеспечения транспортной безопасности;

- определение соответствия принимаемых мер по обеспечению транспортной безопасности ТС, существующей системы обеспечения транспортной безопасности ТС требованиям нормативных правовых актов в области обеспечения транспортной безопасности (Приложение 7);

- определение соблюдения лицами, ответственными за обеспечение транспортной безопасности ТС, соответствующих организационно-распорядительных документов;

- определение фактической реализации организационных, технических мероприятий с использованием имеющихся инженерных сооружений, инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности и реагирования сил обеспечения транспортной безопасности по разным сценариям при всех уровнях транспортной безопасности путем учебной, практической отработки АНВ в работу транспортного средства его критических элементов.

5.1.3. Определение способов реализации потенциальных угроз совершения АНВ в отношении ТС рекомендуется осуществлять в следующем порядке:

- изучение во взаимодействии с линейными и территориальными подразделениями органов внутренних дел, территориальными органами ФСБ криминогенной обстановки на маршрутах движения ТС, статистики нарушений на региональном и местном уровне;

- анализ потенциальных угроз совершения АНВ по отношению к исследуемому ТС с учетом имеющегося перечня угроз и определение наиболее вероятных из них;

- определение способов реализации потенциальных угроз совершения АНВ, типов нарушителей, наиболее вероятных целей, тактик и других характеристик (Приложение 4);

- определение характеристик предполагаемых последствий в результате реализации потенциальных угроз совершения АНВ и их масштабов;

- разработка наиболее вероятных сценариев реализации потенциальных угроз совершения АНВ по отношению к ТС;

- оценка эффективности существующей системы мер по обеспечению транспортной безопасности ТС.

5.1.4. Определение рекомендаций субъекту транспортной инфраструктуры в отношении мер, которые необходимо дополнительно включить в систему мер по обеспечению транспортной безопасности ТС, рекомендуется осуществлять в следующем порядке:

- разработка и оформление рекомендаций по устранению выявленных несоответствий и приведению степени защищенности ТС в соответствие с требованиями нормативных правовых актов в области обеспечения транспортной безопасности;

- разработка и оформление рекомендаций по совершенствованию организационных, обеспечивающих, регламентных мероприятий, связанных с обеспечением транспортной безопасности, с целью реализации в планах обеспечения транспортной безопасности ТС;

- разработка и оформление рекомендаций по совершенствованию тактики, структуры, оснащенности подразделений транспортной безопасности с целью реализации в планах обеспечения транспортной безопасности ТС;

- разработка и оформление рекомендаций по совершенствованию инженерных сооружений, инженерно-технических систем ТБ, с целью реализации в планах обеспечения транспортной безопасности ТС;

- оценка эффективности системы мер по обеспечению транспортной безопасности ТС при реализации дополнительных мер.