II. Основные методологические положения по расчету экономически обоснованного уровня тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении (за исключением перевозок в вагонах категории "СВ" и "купе")

II. Основные методологические положения

по расчету экономически обоснованного уровня тарифов

на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом

общего пользования во внутригосударственном сообщении

(за исключением перевозок в вагонах категории

"СВ" и "купе")

4. Расчет экономически обоснованного уровня тарифов осуществляется по следующим видам перевозок:

- перевозка пассажиров в дальнем следовании железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении в общих вагонах (в составе пассажирских, скорых и скоростных поездов);

- перевозка пассажиров в дальнем следовании железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении в плацкартных вагонах (в составе пассажирских, скорых и скоростных поездов);

- перевозка пассажиров в дальнем следовании железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении в моторвагонном подвижном составе (в вагонах 1, 2 и 3 классов в составе пассажирских и скорых поездов).

5. В целях определения экономически обоснованного уровня тарифов на перевозки, указанные в пункте 4 Методических указаний, производится расчет необходимой валовой выручки, в состав которой включаются:

- затраты субъекта регулирования, определяемые на период регулирования по соответствующей группе регулируемых услуг с учетом индексов инфляции, индексов цен производителей на внутреннем рынке, прогнозируемого изменения объемов работ (услуг) и степени влияния изменения объемов работ (услуг) на динамику изменения расходов, условий заключенных субъектом регулирования или планируемых к заключению договоров со сторонними организациями по предоставлению услуг, необходимых для осуществления регулируемой деятельности;

- нормативная прибыль, определяемая исходя из размера согласованных капитальных затрат субъекта регулирования, отнесенных непосредственно на регулируемую деятельность, с учетом иных источников финансирования инвестиций (собственных и привлеченных), предусмотренных на период регулирования инвестиционной программой субъекта регулирования.

Необходимая валовая выручка определяется по каждому виду регулируемых перевозок дифференцированно по тарифным составляющим: в части перевозок в локомотивной тяге - вагонной, локомотивной, инфраструктурной, вокзальной, в части перевозок в моторвагонной тяге - моторвагонной, инфраструктурной, вокзальной.

6. Расчет необходимой валовой выручки осуществляется на текущий период регулирования (период t), очередной период регулирования (период t+1) и на плановый период двух последующих лет регулирования (первый плановый период t+2, второй плановый период t+3) на основе отчетных данных о результатах финансово-хозяйственной деятельности субъекта регулирования в финансовом году, предшествующем текущему периоду регулирования (период t-1), результатов распределения фактических затрат по видам деятельности субъекта регулирования (с выделением регулируемого сегмента) и по тарифным составляющим, прогноза расходов на текущий период регулирования, очередной период регулирования и на плановый период двух последующих лет регулирования, прогнозных значений индексов инфляции и индексов цен производителей на текущий период регулирования, очередной период регулирования и на первый плановый период регулирования, прогнозных значений эксплуатационных показателей работы субъекта регулирования, используемых для проектирования затрат на текущий период регулирования, очередной период регулирования и на плановый период двух последующих лет регулирования.

(п. 6 в ред. Приказа ФАС России от 31.03.2025 N 219/25)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Экономически обоснованный уровень тарифов на перевозки в дальнем следовании пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении в регулируемом секторе определяется и устанавливается в виде коэффициентов приведения действующих тарифов к экономически обоснованному уровню. Данные коэффициенты приведения рассчитываются как отдельно по каждому виду регулируемых перевозок, предусмотренных пунктом 4 Методических указаний, так и средневзвешенно для плацкартных и общих вагонов исходя из размера необходимой валовой выручки, определенной по соответствующему виду перевозок на текущий период регулирования, очередной период регулирования и на плановый период двух последующих лет регулирования и проектируемого на текущий и очередной периоды регулирования и на плановый период двух последующих лет регулирования размера доходов по соответствующему виду регулируемых услуг при условии работы субъекта регулирования по действующим тарифам, а также ожидаемой в текущем периоде и прогнозируемой на очередной период регулирования и на плановый период двух последующих лет регулирования динамики пассажирооборота.

(п. 7 в ред. Приказа ФАС России от 31.03.2025 N 219/25)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Расчет необходимой валовой выручки, учитываемой при формировании тарифов на пассажирские железнодорожные перевозки в дальнем следовании, выполняется на основе следующей информации:

- бухгалтерской, статистической и налоговой отчетности (копии приказа об учетной политике организации, для целей бухгалтерского учета и для налогового учета, заверенные в установленном порядке) за отчетный период, предшествующий текущему периоду регулирования (с поквартальной разбивкой);

- о показателях эксплуатационной работы субъекта регулирования при перевозках пассажиров в дальнем следовании, представляемой на основании статистической отчетности субъекта регулирования за отчетный период, предшествующий текущему периоду регулирования, согласно приложению 1 к Методическим указаниям;

- о доходах по виду деятельности "пассажирские перевозки в дальнем следовании", представляемой на основании управленческой и статистической отчетности субъекта регулирования в разрезе тарифных составляющих за отчетный период, предшествующий текущему периоду регулирования, согласно приложению 2 к Методическим указаниям;

- о затратах по виду деятельности "пассажирские перевозки в дальнем следовании", с группировкой по статьям расходов и элементам затрат, представляемой по форме управленческой отчетности в разрезе тарифных составляющих за отчетный период, предшествующий текущему периоду регулирования, исходные данные для проектирования затрат на текущий и очередной периоды регулирования по каждой тарифной составляющей согласно приложению 3 к Методическим указаниям для ОАО "РЖД", приложению 4 - для ОАО АК "ЖДЯ", приложению 5 - для ОАО "ФПК";

- прогноза показателей бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках (с расшифровкой прочих доходов и расходов) на текущий период регулирования, очередной период регулирования и на плановый период двух последующих лет регулирования;

(в ред. Приказа ФАС России от 31.03.2025 N 219/25)

(см. текст в предыдущей редакции)

- прогноза показателей эксплуатационной работы субъекта регулирования при перевозках пассажиров в дальнем следовании на текущий период регулирования, очередной период регулирования и на плановый период двух последующих лет регулирования согласно приложению 6 к Методическим указаниям;

(в ред. Приказа ФАС России от 31.03.2025 N 219/25)

(см. текст в предыдущей редакции)

- прогноза доходов по виду деятельности "пассажирские перевозки в дальнем следовании" на текущий период регулирования, очередной период регулирования и на плановый период двух последующих лет регулирования согласно приложению 7 к Методическим указаниям;

(в ред. Приказа ФАС России от 31.03.2025 N 219/25)

(см. текст в предыдущей редакции)

- оценка ожидаемых затрат в текущем периоде и прогноз затрат субъекта регулирования на перевозки пассажиров в дальнем следовании по видам регулируемых услуг в разрезе тарифных составляющих согласно приложениям 8, 9 к Методическим указаниям;

- утвержденной инвестиционной программы развития с указанием объектов капитальных вложений и сумм финансирования по каждому источнику;

- сводной аналитической справки об изменении затрат на железнодорожные перевозки пассажиров в дальнем следовании в регулируемом секторе и объемов данных перевозок с указанием факторов, обусловивших эти изменения;

- реестра договоров на услуги, оказываемые сторонними организациями, и услуги, оказываемые субъектом регулирования иным организациям, с указанием перечня работ (услуг), размеров ставок, единиц их измерения и порядка расчетов (со ссылкой на дополнительные соглашения и сроки действия), информации о доходах (расходах) по договорам, копии договоров на оказание услуг, непосредственно связанных с осуществлением регулируемой деятельности, с приложением обосновывающих материалов по уровню ставок с комментариями и пояснениями (по запросу регулирующего органа);

- о мероприятиях по оптимизации расходов субъекта регулирования на железнодорожные перевозки пассажиров в дальнем следовании и экономический эффект от данных мероприятий, ожидаемый в текущем периоде (по году), прогнозируемый на очередной период регулирования и на плановый период двух последующих лет регулирования.

(в ред. Приказа ФАС России от 31.03.2025 N 219/25)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Расчет необходимой валовой выручки, учитываемой при формировании тарифов на регулируемые перевозки пассажиров в дальнем следовании, выполняется также с использованием документов (пояснительной записки), обосновывающих прогнозный уровень затрат и объемных показателей работы, а также размер долей затрат, зависящих и независящих от объемов работы, учитываемых при проектировании расходов на период регулирования. Результаты расчета необходимой валовой выручки по видам регулируемых перевозок в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в дальнем следовании в разрезе тарифных составляющих сводятся в приложении 10 к Методическим указаниям.