Документ не применяется. Подробнее см. Справку

4. Особенности организации аудита эффективности

4.1. Проведение аудита эффективности включает следующие этапы, которые осуществляются с учетом общих правил проведения контрольного мероприятия, определенных в соответствующем стандарте финансового контроля.

На первом этапе осуществляется предварительное изучение предмета и объектов для определения целей конкретного аудита эффективности, вопросов проверки и анализа, выбора критериев оценки эффективности и способов его проведения, по результатам которых подготавливается программа проведения аудита эффективности.

На втором этапе аудита эффективности проводятся проверка и анализ результатов использования государственных средств в соответствии с вопросами программы, в том числе непосредственно на объектах, в ходе которых осуществляются сбор и анализ фактических данных и информации, необходимых для получения доказательств. Составляются акты и рабочие документы, фиксирующие результаты проверки и анализа, которые служат основой для подготовки заключений, выводов и рекомендаций.

На третьем этапе аудита эффективности подготавливается отчет, включающий заключения, выводы и рекомендации, также оформляются другие документы по его результатам.

Рекомендуемый порядок действий в процессе организации и проведения аудита эффективности представлен в Приложении к Стандарту.

4.2. Организация аудита эффективности по всем основным параметрам контрольного мероприятия имеет существенные отличия от финансового аудита, которые обусловлены более сложной методологией его проведения начиная от предварительного изучения предмета и проверяемых объектов до оформления отчета о результатах аудита эффективности.

В процессе аудита эффективности, как правило, используется значительный объем контрольных, аналитических и оценочных методов и процедур, собирается обширная информация и изучается большое количество документов и материалов для формирования доказательств, которые требуют значительных затрат времени, трудовых и финансовых ресурсов.

Особенностью осуществления аудита эффективности является срок его проведения, который должен быть, как правило, в пределах 6 - 12 месяцев, а также соотношение затрат времени между этапами, которое может варьироваться в каждом конкретном случае в зависимости от целей, характера предмета, объектов и масштаба проведения аудита эффективности.

4.3. Для успешного и качественного проведения аудита эффективности, как правило, требуются определенные профессиональные знания проверяемой сферы использования государственных средств и особенностей деятельности объектов проверки. В этом случае для проведения аудита эффективности создается специальный экспертный совет из привлекаемых независимых внешних экспертов (специалистов) необходимого профиля и сотрудников Счетной палаты в порядке, который устанавливается соответствующим положением, утверждаемым Председателем Счетной палаты.

Экспертный совет формируется на этапе предварительного изучения и действует до завершения подготовки отчета о результатах аудита эффективности. Для инспекторов разрабатываются рекомендации в отношении формулировок целей и вопросов данного аудита эффективности, выбора критериев оценки эффективности, определения методов проведения проверки и сбора информации, обоснования заключений, выводов и рекомендаций по результатам аудита эффективности. При этом члены экспертного совета не вправе вмешиваться в ход аудита эффективности и не могут подменять инспекторов при выполнении программы его проведения.

Независимые внешние эксперты (специалисты) привлекаются к проведению аудита эффективности также путем включения их в состав группы инспекторов для выполнения отдельных заданий, подготовки аналитических записок, экспертных заключений и оценок в соответствии с порядком, установленным соответствующим стандартом Счетной палаты.