ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

В Госдуму поступил законопроект о возможности государственной регистрации залога недвижимого имущества (ипотеки), обеспечивающего исполнение обязательств, удостоверенных ЦФА

Проект Федерального закона N 1087365-8
"О внесении изменений в Федеральный закон "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Кроме того, закрепляется, что решение о выпуске цифровых финансовых активов должно содержать уникальный идентификационный номер, присвоенный оператором информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов. Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, обязан обеспечить присвоение уникального идентификационного номера решению о выпуске цифровых финансовых активов. Банк России вправе установить дополнительные требования к уникальному идентификационному номеру решения о выпуске цифровых финансовых активов, а также к порядку его присвоения.

Конституционный Суд подтвердил обязанность соответствующего публично-правового образования возместить собственнику убытки или выкупить земельный участок, в отношении которого установлена зона охраны объекта культурного наследия, ввиду невозможности его использования в соответствии с видом разрешенного использования

Постановление Конституционного Суда РФ от 01.12.2025 N 42-П
"По делу о проверке конституционности части 23 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Малинова Михаила Алексеевича"

Не противоречащей Конституции РФ признана часть 23 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования она не предполагает освобождения соответствующих публично-правовых образований от обязанности возместить собственнику земельного участка убытки, возникшие в связи с установлением до дня официального опубликования данного Федерального закона зон охраны объекта культурного наследия (границ таких зон), препятствующим использованию этого земельного участка в соответствии с видом его первоначального разрешенного использования, либо - если такое использование становится невозможным - от обязанности выкупить такой земельный участок и расположенные на нем объекты недвижимого имущества, не являющиеся самовольными постройками.

Конституционный Суд, в частности, указал, что установление, изменение зон охраны объектов культурного наследия регионального значения выступает проявлением воли непосредственно публично-правового образования в лице его уполномоченных органов, реализуемой не в интересах конкретных юридических или физических лиц, а исходя из конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Из этого следует, что именно на данном субъекте РФ в лице уполномоченного органа лежит обязанность по возмещению убытков, возникающих в качестве последствий принятия таких решений, вторгающихся помимо воли частного собственника в его правомочия по владению и пользованию своим имуществом. Такая обязанность служит одновременно экономическим стимулом для взвешенного и разумного подхода при определении указанным органом границ зон охраны и перечня действующих в них ограничений градостроительного и земельного порядка исходя из разумного баланса интересов социально-экономического развития, технического прогресса, поддержания сложившегося уклада проживания на определенной территории и связанных с этим прав граждан, с одной стороны, и интересов сохранения исторического и культурного наследия - с другой.

С 1 января 2026 г. уточняются размеры арендной платы при аренде без проведения торгов земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации

Постановление Правительства РФ от 01.12.2025 N 1974
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"

Приводится порядок расчета арендной платы для различных объектов.

Предусматривается, что размер арендной платы в редакции настоящего Постановления устанавливается для договоров аренды земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, заключенных после вступления в силу настоящего Постановления.

Ограничено действие приказов Минфина России от 30.03.2020 N 48н "Об утверждении состава сведений, включаемых в протокол тиражной комиссии" и от 17.09.2020 N 206н "Об утверждении формы и сроков представления отчета о всероссийской государственной лотерее"

Приказ Минфина России от 08.09.2025 N 123н
"О внесении изменений в приказы Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2020 г. N 48н и от 17 сентября 2020 г. N 206н"
Зарегистрировано в Минюсте России 05.12.2025 N 84464.

Срок действия данных приказов установлен до 1 сентября 2032 г.

До 1 сентября 2031 года ограничен срок действия приказа Минэкономразвития России от 23.07.2015 N 495

Приказ Минэкономразвития России от 29.10.2025 N 714
"О внесении изменения в приказ Минэкономразвития России от 23 июля 2015 г. N 495 "Об утверждении Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, Требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 5 апреля 2013 г. N 178 и признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России"
Зарегистрировано в Минюсте России 03.12.2025 N 84432.

Напомним, что указанным приказом были утверждены:

Порядок проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве;

Требования к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Минстрой России изложил позицию по вопросу об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом

<Письмо> Минстроя России от 25.11.2025 N 72539-ДН/04
<О земельном участке, на котором расположен многоквартирный дом>

Сообщается, что на соответствующие уполномоченные органы возложена публичная обязанность образовать земельный участок как по собственной инициативе, так и по заявлению любого собственника помещения в многоквартирном доме.

Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.