НАЛОГИ, СБОРЫ И ДРУГИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ

Услуги уличных патрулей, охранников, сторожей и вахтеров исключены из видов деятельности, в отношении которых может применяться ПСН

Федеральный закон от 29.09.2025 N 359-ФЗ
"О признании утратившим силу подпункта 44 пункта 2 статьи 346.43 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Утратил силу подпункт 44 пункта 2 статьи 346.43 НК РФ, предусматривающий возможность применения ПСН в отношении указанных услуг.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2026 года.

Возможность применять ПСН предоставлена банковским платежным агентам при осуществлении деятельности в сельских населенных пунктах, входящих в состав муниципальных и городских округов

Федеральный закон от 29.09.2025 N 362-ФЗ
"О внесении изменения в статью 346.43 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Соответствующее дополнение внесено в подпункт 7 пункта 6 статьи 346.43 НК РФ.

Принятие закона позволит повысить доступность финансовых услуг для населения, проживающего в сельской местности.

На период 2026 - 2028 годов предлагается сохранить действующие тарифы и порядок уплаты страховых взносов на травматизм и профзаболевания

Проект Федерального закона N 1026184-8
"О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов"

Согласно проекту в указанный период страховые взносы на ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний уплачиваются, как и ранее, в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2005 N 179-ФЗ.

Также проектом сохраняются действующие льготные тарифы (в размере 60% от установленного размера) для индивидуальных предпринимателей в отношении выплат сотрудникам, являющимся инвалидами I, II и III групп.

Законопроект с многочисленными изменениями в Налоговый кодекс РФ внесен в Госдуму

Проект Федерального закона N 1026190-8
"О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Законопроект содержит поправки, направленные на совершенствование налогового администрирования, в том числе в части применения ЕНС, распространения системы налогового мониторинга на более широкий круг налогоплательщиков посредством отмены обязательности соответствия трем установленным критериям, уточнение параметров налогообложения НДС (в том числе предусматривается повышение размера ставки НДС с 20 до 22 процентов), акцизами (в части индексации ставок на уровень инфляции), НДФЛ, налогом на прибыль, НДПИ, имущественными налогами, страховыми взносами (в частности, уточняются тарифы взносов для ИТ-организаций) и т.д.

В числе прочего положения законопроекта предусматривают предоставление дополнительных мер поддержки участникам СВО и членам их семей.

Минфином представлен проект, направленный на взимание НДС при ввозе в РФ товаров, приобретенных физлицами посредством электронных торговых площадок

Проект Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (не внесен в ГД ФС РФ)

Налоговый кодекс РФ предлагается дополнить положениями, устанавливающими особенности исчисления и уплаты НДС при ввозе на территорию РФ приобретенных физлицами товаров электронной торговли, стоимость которых не превышает или превышает стоимостные нормы, в пределах которых ввоз на таможенную территорию ЕАЭС осуществляется без уплаты таможенной пошлины.

Так, в частности, согласно проекту в случае, если стоимость товаров не превышает стоимостные нормы, в пределах которых ввоз осуществляется без уплаты таможенной пошлины, исчисление и уплата налога производятся налоговыми агентами. Если стоимость превышает стоимостные нормы, то сумма налога исчисляется плательщиком налога, установленным законодательством РФ о таможенном регулировании.

Налоговые ставки определены в следующих размерах: в 2027 году - 5%; в 2028 году - 10%; в 2029 году - 15%; начиная с 2030 года - 20%.

Также проектом установлены порядок определения налоговой базы, сроки уплаты налога, требования к представлению налоговой декларации по НДС и реестра, содержащего сведения из деклараций на товары электронной торговли.

Внесены дополнения и уточнения в формы документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий

Приказ ФНС России от 21.02.2025 N ЕД-7-2/123@
"О внесении изменений в приказ Федеральной налоговой службы от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@"
Зарегистрировано в Минюсте России 29.09.2025 N 83688.

В новой редакции изложены отдельные формы документов, предусмотренных приказом ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@. В некоторые формы внесены уточнения.

Также данный приказ дополнен новыми формами документов, в т.ч. включены "Решение о замене банковской гарантии (банковских гарантий) (договора поручительства (договоров поручительства)"; "Уведомление налогоплательщика об освобождении гаранта от обязательств по банковской гарантии (банковским гарантиям) налоговым органом".

Представлена позиция Минфина по вопросу двойного налогообложения доходов от оказания услуг по аэропортовому и наземному обслуживанию полетов судов военно-транспортной авиации

<Письмо> Минфина России от 26.06.2025 N 01-06-13/03-62075
<О двойном налогообложении налогом на прибыль организаций доходов от оказания услуг по аэропортовому и наземному обслуживанию полетов судов военно-транспортной авиации>

Рассмотрена ситуация, когда налогоплательщику необходимо в налоговом учете отражать не только выручку, но и субсидию на возмещение недополученных доходов от предоставления указанных услуг.

В числе прочего отмечено, что в случае если предоставляемая субсидия была выделена в качестве недополученной выручки от реализации услуг по аэропортовому и наземному обслуживанию полетов судов военно-транспортной авиации, оказанных бесплатно, то при формировании налоговой базы по налогу на прибыль указанная субсидия учитывается в составе выручки от реализации таких услуг. При этом соответствующие суммы в составе внереализационных доходов по факту получения субсидии не учитываются.

С учетом изложенного сообщается, что доходы от оказания услуг по аэропортовому и наземному обслуживанию полетов судов военно-транспортной авиации двойному налогообложению налогом на прибыль организаций не подлежат.

ФНС разъяснен порядок заполнения налоговой декларации по НДПИ в отношении концентратов и других полупродуктов, содержащих в себе драгметаллы

<Письмо> ФНС России от 18.09.2025 N СД-4-3/8510@
"О заполнении налоговой декларации по НДПИ"

Сообщается об изменениях, которые вступили в силу с 01.09.2025, а также о заполнении раздела 5 декларации за налоговые периоды с сентября 2025 года в отношении концентратов и других полупродуктов, а также в отношении уникальных самородков драгоценных металлов, не подлежащих переработке.

При этом отмечено, что контрольные соотношения по пунктам 5.17, 5.21 и 5.22, доведенные письмом ФНС России от 15.01.2025 N СД-4-3/239@, считаются не актуальными для налоговых периодов с 01.09.2025 при заполнении раздела 5 с кодом 13000 по строке 010 раздела 5 декларации.

ФНС сообщает о применении нового кода для заполнения декларации по НДД

<Письмо> ФНС России от 23.09.2025 N СД-4-3/8650@
"О заполнении декларации по НДД"

До внесения изменений в форму налоговой декларации при заполнении строки 010 приложения N 4 к Разделу 2 применяется код 100 для отражения расходов, восстановленных по иным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом РФ, но не перечисленным в приложении N 3 к Порядку заполнения декларации.

Также ФНС России информирует, что контрольное соотношение показателя декларации N 7(1), доведенное письмом ФНС России от 06.06.2023 N БВ-4-3/7078@, применяется с учетом настоящего письма.

ФНС направлено новое N 1.66 контрольное соотношение показателей налоговой декларации по НДС

<Письмо> ФНС России от 25.09.2025 N СД-4-3/8781@
"О доведении до налоговых органов нового КС N 1.66"

Контрольное соотношение направлено в дополнение к письму ФНС России от 05.02.2025 N СД-4-3/1064@.

Несоблюдение данного контрольного соотношения может свидетельствовать о необоснованном применении вычетов сумм НДС налогоплательщиком на УСН, применяющим специальные ставки налога в размере 5 или 7 процентов.

ФНС: туристический налог не исчисляется в объектах, отнесенных к жилым помещениям

<Информация> ФНС России
"Нужно ли исчислять туристический налог в объектах, отнесенных к жилым помещениям"

Аргументировано это тем, что объектом обложения данным налогом признается оказание услуг по предоставлению мест для временного проживания физических лиц в средствах размещения, включенных в специальный реестр.

Также отмечено, что средством размещения признается имущественный комплекс, включающий в себя здание (часть здания) или строение, сооружение, помещение, участок земли, оборудование и иное имущество и используемое для временного размещения и обеспечения временного проживания физических лиц.

К средствам размещения не относятся жилые помещения: дом или его часть, квартира или комната.