НАЛОГИ, СБОРЫ И ДРУГИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ

С 1 сентября 2026 года постановка на налоговый учет при открытии счета иностранной организации будет осуществляться только через банк

Федеральный закон от 17.11.2025 N 416-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 83 и 84 части первой Налогового кодекса Российской Федерации"

Законом исключаются положения, предусматривающие представление иностранной организацией заявления и иных документов в налоговые органы в целях ее постановки на учет в связи с открытием такой организацией счета в банке.

Налоговый орган будет осуществлять постановку на учет иностранной организации в течение пяти дней со дня получения заявления от российского банка, в котором такой организации открывается счет.

В тот же срок налоговый орган должен будет направить российскому банку выписку из ЕГРН, содержащую сведения о постановке на учет в налоговом органе, для передачи иностранной организации.

От НДС освобождены операции по выплате процентов по вкладам в драгоценных металлах в слитках, а также операции по размещению банками драгметаллов, не привлеченных во вклады

Федеральный закон от 17.11.2025 N 417-ФЗ
"О внесении изменений в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Соответствующие дополнения внесены в пункт 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ.

Закон направлен на повышение привлекательности вкладов в драгоценных металлах, а также устранение неопределенности при налогообложении займов, которые предоставляются банками в драгоценных металлах.

Закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС.

Подписан закон, направленный на совершенствование налогового стимулирования формирования долгосрочных сбережений граждан

Федеральный закон от 17.11.2025 N 418-ФЗ
"О внесении изменений в статью 126.2 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в статьи 102 и 126.2 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Законом, в частности:

предусматривается возможность учитывать взносы работодателей, перечисляемые в пользу работников в целях формирования средств долгосрочных сбережений граждан, в составе расходов по налогу на прибыль, а также устанавливается ограничение обложения страховыми взносами таких взносов;

к доходам физлиц, полученным в виде выплат по договору долгосрочных сбережений, установлена налоговая ставка НДФЛ в размере 13% (15%);

в целях стимулирования граждан заключать договоры долгосрочного страхования жизни предусмотрено предоставление налогового вычета в сумме страховых взносов налогоплательщика по договорам страхования жизни и освобождение от налогообложения выплат по таким договорам, превышающим суммы внесенных страховых взносов, в пределах 30 млн рублей по каждому договору при выполнении установленных условий.

Ко второму чтению подготовлен законопроект с многочисленными поправками в НК РФ и другие законодательные акты

Проект Федерального закона N 1026190-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации" (в части реализации отдельных положений основных направлений налоговой политики) (текст ко второму чтению)

Законопроектом, в частности:

уточнены некоторые процедуры, касающиеся взыскания задолженности, а также проведения мероприятий налогового контроля, дополнены основания прекращения налогового мониторинга; ограничен размер снижения штрафа при смягчающих обстоятельствах (не более чем в 10 раз);

Также изменения коснулись уплаты ряда налогов, в том числе НДС, НДФЛ, налога на прибыль, НДПИ, имущественных налогов, госпошлины.

В числе прочего повышается ставка НДС с 20% до 22%; уменьшается предельный размер дохода для налогоплательщиков на УСН, при превышении которого возникает обязанность уплачивать НДС, с 60 млн рублей до 20 млн рублей за 2025 год, 15 миллионов рублей за 2026 год, 10 миллионов рублей за 2027 год и последующие годы.

По акцизам введен дополнительный объект налогообложения - направление на давальческую переработку за пределами РФ нефтяного сырья, а также внесены уточнения в ставки акцизов.

Налог на игорный бизнес отнесен к федеральным налогам. Уплата налога регулируется новой главой 25.5 НК РФ.

Значительные изменения внесены в порядок уплаты НДПИ.

Уточнены положения, касающиеся уплаты страховых взносов.

Так, в частности, для IT-организаций начиная с 2026 года предусматривается применение тарифа страховых взносов в размере 7,6% к сумме выплат, превышающей предельную величину базы для исчисления страховых взносов, и в размере 15% в пределах данной величины.

В Законе "О промышленной политике в Российской Федерации" закреплены положения об уплате технологического сбора, взимаемого в связи с ввозом в РФ электронной компонентной базы (электронных модулей) и (или) промышленной продукции, содержащей электронную компонентную базу (электронные модули), в соответствии с перечнями, утверждаемыми Правительством РФ, или производством таких продукции и компонентов на территории РФ. Размеры технологического сбора установит Правительство РФ.

Госдума приняла во втором чтении законопроект об изменениях в Налоговый кодекс РФ, предусматривающих в числе прочего повышение ставки НДС и введение технологического сбора

Проект Федерального закона N 1026190-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации" (ред., принятая ГД ФС РФ во II чтении 18.11.2025)

Законопроект направлен на совершенствование налогового администрирования, в том числе в части взыскания задолженности и проведения налогового контроля, а также уточняет порядок уплаты некоторых налогов и сборов - НДС, НДФЛ, налога на прибыль, НДПИ, имущественных налогов, страховых взносов, госпошлины.

В числе прочего повышается ставка НДС с 20% до 22%; уменьшается предельный размер дохода для налогоплательщиков на УСН, при превышении которого возникает обязанность уплачивать НДС.

По акцизам введен дополнительный объект налогообложения - направление на давальческую переработку за пределами РФ нефтяного сырья, внесены уточнения в ставки акцизов.

Также законопроектом вводится уплата технологического сбора, взимаемого в связи с ввозом в РФ электронной компонентной базы (электронных модулей) и (или) промышленной продукции, содержащей электронную компонентную базу (электронные модули), в соответствии с перечнями, утверждаемыми Правительством РФ, или производством таких продукции и компонентов на территории РФ.

В Совет Федерации направлен законопроект, вносящий многочисленные изменения в Налоговый кодекс РФ

Проект Федерального закона N 1026190-8
О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации (в части реализации отдельных положений основных направлений налоговой политики) (текст принятого закона, направляемого в СФ ФС РФ)

Законопроект уточняет положения о налоговом администрировании, в том числе в части взыскания задолженности и проведения налогового контроля, а также вносит изменения в порядок уплаты некоторых налогов и сборов - НДС, НДФЛ, налога на прибыль, НДПИ, имущественных налогов, страховых взносов, госпошлины.

В числе прочего повышается ставка НДС с 20% до 22%; уменьшается предельный размер дохода для налогоплательщиков на УСН, при превышении которого возникает обязанность уплачивать НДС.

Введен дополнительный объект налогообложения акцизами - направление на давальческую переработку за пределами РФ нефтяного сырья, внесены уточнения в ставки акцизов.

Кроме того, законопроектом вводится уплата технологического сбора, взимаемого в связи с ввозом в РФ электронной компонентной базы (электронных модулей) и (или) промышленной продукции, содержащей электронную компонентную базу (электронные модули), или производством таких продукции и компонентов на территории РФ.

Утверждены формы документов, используемых при реализации права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС и налогу на прибыль

Приказ ФНС России от 24.09.2025 N БВ-7-3/818@
"Об утверждении формы, порядка представления и формата представления в электронной форме документов, предусмотренных статьями 145.2 и 246.1-1 Налогового кодекса Российской Федерации"
Зарегистрировано в Минюсте России 18.11.2025 N 84194.

Приказ содержит:

форму и формат уведомления об использовании права на освобождение (об отказе от освобождения) от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, налога на прибыль организаций, предусмотренного статьями 145.2 и 246.1-1 НК РФ;

форму и формат расчета совокупного размера полученной выручки, а также порядок его представления в налоговый орган.

Приказ вступает в силу по истечении двух месяцев со дня его официального опубликования.

Минэкономразвития информирует об установлении на 2026 год коэффициентов-дефляторов, применяемых для целей уплаты некоторых налогов и сборов

Информация Минэкономразвития России
<Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2026 год>

Сообщается, что коэффициенты-дефляторы определены в следующих размерах:

для целей применения НДФЛ - 2,842;

для целей уплаты сбора за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биоресурсов - 1,183;

для исчисления НДД - 1,520;

для целей применения УСН - 1,090;

для целей применения ПСН - 1,253;

для целей уплаты торгового сбора - 2,165.

Верховным Судом РФ даны разъяснения о применении Закона N 287-ФЗ в части взыскания налоговыми органами обязательных платежей и санкций

"Вопросы, связанные с применением отдельных положений Федерального закона от 31 июля 2025 г. N 287-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.11.2025)

Представлены ответы на вопросы, касающиеся, в частности: направления информационного сообщения о задолженности в размере сумм, не учитываемых в совокупной обязанности налогоплательщика; рассмотрения административного искового заявления в случае отсутствия информационного сообщения; документов, прилагаемых к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций при обращении налогового органа в суд; начисления пени в случае обжалования действий налоговых органов и др.