ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Установлены понижающие коэффициенты к ставкам платы за аренду лесных участков, расположенных на территориях Белгородской, Брянской и Курской областей

Постановление Правительства РФ от 13.11.2025 N 1785
"Об особенностях определения платы за аренду лесных участков на территориях Белгородской, Брянской и Курской областей"

Речь идет о лесных участках, расположенных на территориях, где введен правовой режим КТО и (или) выполняются мероприятия, связанные с проведением СВО.

В случае использования лесных участков для заготовки древесины к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов применяется понижающий коэффициент, который определяется путем деления фактического объема заготовленной древесины на установленный в соответствующем году объем заготовки древесины в соответствии с договором аренды лесного участка.

В случае использования лесных участков для иных видов использования лесов к ставкам платы применяется коэффициент 0.

Действие постановления распространяется на обязательства по уплате арендных платежей в период с 9 августа 2024 г. по 1 января 2026 г.

Дополнены Правила подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых

Постановление Правительства РФ от 13.11.2025 N 1786
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2021 г. N 2127"

Предусмотрено, что в решении о согласовании проектной документации указывается на необходимость:

подготовки проектной документации объекта капитального строительства, за исключением случаев, при которых подготовка такой проектной документации в соответствии с Градостроительным кодексом РФ не требуется;

получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации объекта капитального строительства в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, за исключением случаев, при которых такая экспертиза в соответствии с Градостроительным кодексом РФ не проводится.

Рассмотрен вопрос о порядке проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в условиях арендных отношений

<Письмо> Минприроды России от 27.10.2025 N 12-47/45425
"О порядке проведения инвентаризации выбросов в условиях аренды"

Если объекты, на которых осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность, поставлены на государственный учет арендодателем и арендатором как самостоятельные объекты ОНВОС, то выполнение предусмотренных законодательством требований осуществляется каждым из указанных лиц в отношении соответствующего объекта ОНВОС.

По мнению Минприроды России, проведение инвентаризации выбросов на объекте ОНВОС может быть осуществлено стороной, определенной в рамках соответствующих договорных отношений.

Рассмотрен вопрос об исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду с момента начала эксплуатации объекта НВОС до его постановки на государственный учет

<Письмо> Минприроды России от 27.10.2025 N 19-53/45298
"О плате за негативное воздействие на окружающую среду"

Сообщается, что обязанность представления в уполномоченные органы декларации о воздействии на окружающую среду в отношении вновь построенных и введенных в эксплуатацию объектов НВОС наступает с момента постановки объекта на государственный учет и выдачи юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельства о постановке на государственный учет этого объекта.

При исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду целесообразно исходить из того, какая категория у объекта будет по Критериям отнесения объектов НВОС к объектам I, II, III и IV категорий. Дальнейший расчет (до получения свидетельства о постановке на государственный учет объекта НВОС) необходимо осуществлять в соответствии с формулой, указанной в пункте 27 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Кроме того, за осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах НВОС I категории без комплексного экологического разрешения, если получение такого разрешения является обязательным, позднее установленных законодательством сроков для юридических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, предусмотрена ответственность в рамках КоАП РФ.

Рассмотрен вопрос получения хозяйствующими субъектами общих или специализированных прогнозов неблагоприятных метеорологических условий

<Письмо> Минприроды России от 28.10.2025 N 13-47/45539
"О разъяснении норм законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха"

Сообщается, что заключение договора о предоставлении специализированного прогноза НМУ является обязанностью исключительно хозяйствующих субъектов, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, имеющих источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, за исключением объектов, на которых осуществляются регулируемые виды деятельности в сферах электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами.

Разъяснен порядок учета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников

<Письмо> Росприроднадзора от 30.10.2025 N ВЧ-09-03-34/49751
"О рассмотрении обращения"

Отмечается, что в настоящее время отсутствуют формы первичного учета в области охраны атмосферного воздуха. Однако хозяйствующий субъект не освобождается от обязанности ведения учета и вправе осуществлять его в любой форме, в том числе продолжать фиксацию результатов учета по формам N ПОД-1 "Журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик", N ПОД-2 "Журнал учета выполнения мероприятий по охране воздушного бассейна" и N ПОД-3 "Журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок".

Дополнительно отмечается, что проведение производственного экологического контроля в области охраны атмосферного воздуха является отдельной обязанностью хозяйствующего субъекта.

Изложена позиция Росприроднадзора по вопросу проведения инвентаризации источников выбросов при нахождении арендаторов на одной промышленной площадке, принадлежащей арендодателю

<Письмо> Росприроднадзора от 31.10.2025 N ВЧ-09-03-34/50005
"О рассмотрении обращения"

Сообщается, что действующими нормативными актами не конкретизировано понятие "юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух". Следовательно, таковыми могут являться юридические лица, имеющие эти источники на любых законных основаниях, в том числе на правах собственности или аренды.

В таком случае обязанность по учету выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух может быть возложена на одного из участников хозяйственной деятельности договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством.

Ответственность за соблюдение природоохранного законодательства в части учета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух лежит на хозяйствующем субъекте, на чьей территории осуществляется такая деятельность.