ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
КС РФ защитил права добросовестных приобретателей жилых помещений в Республике Крым от изъятия такой недвижимости в государственную собственность
Постановление Конституционного Суда РФ от 02.10.2025 N 32-П
"По делу о проверке конституционности части 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", абзаца третьего части 1 статьи 2-1 Закона Республики Крым "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" и подпункта 1 пункта 1 постановления Государственного Совета Республики Крым "О внесении изменений в Постановление Государственного Совета Республики Крым от 30 апреля 2014 года N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым" в связи с жалобой гражданки Кокойло Инны Владимировны"
Абзац третий части 1 статьи 2-1 Закона Республики Крым "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" и подпункт 1 пункта 1 постановления Государственного Совета Республики Крым от 18 октября 2022 года N 1417-2/22 "О внесении изменений в Постановление Государственного Совета Республики Крым от 30 апреля 2014 года N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым" (в его взаимосвязи с абзацем вторым пункта 1 постановления Государственного Совета Республики Крым "О вопросах управления собственностью Республики Крым") признаны не противоречащими Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают прекращения права собственности гражданина на жилое помещение и его перехода к Республике Крым лишь на основании включения этого помещения в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, в связи с его принадлежностью по состоянию на 24 февраля 2022 года иностранному государству, которое совершает в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, связанному с ним иностранному лицу либо его бенефициару или лицу, которое находится под контролем такого иностранного лица, если включение в данный Перечень состоялось после добросовестного приобретения помещения этим гражданином, притом что он не относится к указанным лицам.
Конституционным Судом отмечено, в частности, следующее. В случае, если жилое помещение, принадлежавшее недружественному иностранному государству, либо связанному с таким государством иностранному лицу, его бенефициару или лицу, которое находится под его контролем, до момента его включения в Перечень было отчуждено гражданину, который сам таким признакам не отвечает, прекращение права собственности этого гражданина на такое жилое помещение лишь ввиду его включения в Перечень (то есть исключительно в силу его предшествующей принадлежности указанным лицам) не имеет каких-либо разумных и справедливых оснований вопреки конституционным гарантиям прав собственника, добросовестного приобретателя, а также создает риски произвольного лишения жилища вопреки предписаниям статьи 40 Конституции РФ.
Сугубо формальное применение оспариваемых норм на основе лишь факта включения жилого помещения в Перечень без учета уже состоявшегося на момент такого включения его отчуждения лицом, которому оно ранее принадлежало, гражданину, являющемуся добросовестным приобретателем, не согласуется с обязанностью органов государственной власти принимать решения исходя из внимательной и ответственной оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение, изменение и прекращение прав граждан.
К указанным отношениям также применима выраженная Конституционным Судом РФ в Постановлении от 7 ноября 2017 года N 26-П правовая позиция, по смыслу которой суд, рассматривая в конкретном деле вопрос о правомерности включения спорных объектов недвижимого имущества в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, обязан, не ограничиваясь установлением одних лишь формальных условий применения нормы, исследовать по существу фактические обстоятельства конкретного дела, дать оценку основаниям возникновения права собственности на спорное имущество, предоставляя тем самым, исходя из общих принципов права, конституционные гарантии права собственности в отношении того имущества, которое принадлежит субъектам права собственности на законных основаниях.
Уточнены акты Правительства по вопросам интеллектуальной собственности
Постановление Правительства РФ от 23.09.2025 N 1459
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам интеллектуальной собственности"
Установлено, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, а также Госкорпорация "Росатом" и Госкорпорация "Роскосмос" при осуществлении данными госкорпорациями полномочий по управлению принадлежащими РФ правами на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации освобождаются от уплаты пошлин за:
регистрацию изобретения, полезной модели, промышленного образца, публикацию сведений о выдаче патента, выдачу патента в форме электронного охранного документа, поддержание в силе патента с 1-го по 5-й год действия патента;
за поддержание в силе патентов на изобретение, полезную модель и промышленный образец с 6-го по 10-й год действия патента;
проведение экспертизы обозначения, заявленного в качестве товарного знака;
продление срока действия исключительного права на товарный знак.
Также предусмотрено, что госзаказчики в течение 15 рабочих дней со дня принятия решения об утрате необходимости сохранения исключительного права РФ на изобретение, полезную модель, промышленный образец направляют в Роспатент заявление о досрочном прекращении действия патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец, предусмотренное абзацем вторым статьи 1399 ГК РФ.
Дополнен перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов
Постановление Правительства РФ от 02.10.2025 N 1521
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. N 1300"
В указанный перечень включены:
временные сооружения и (или) временные конструкции, предназначенные для организации и проведения культурных мероприятий, для размещения которых не требуется разрешения на строительство;
площадка, оборудованная для хранения снежных масс в зимний период.
До 1 сентября 2032 года продлевается срок действия ряда актов Правительства, устанавливающих особенности проведения азартных игр
Постановление Правительства РФ от 02.10.2025 N 1527
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
В частности, до 1 сентября 2032 года продлено действие:
постановления Правительства от 14 августа 2020 г. N 1216 "О дополнительных требованиях к организаторам азартных игр";
постановления Правительства от 26 августа 2020 г. N 1291 "О составе и порядке представления организатором азартных игр сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) за организацией и проведением азартных игр";
постановления Правительства от 8 октября 2020 г. N 1625 "О лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах" и др.
Также установлено, что следующие акты действуют до 1 сентября 2031 года:
постановление Правительства от 14 августа 2020 г. N 1220 "Об утверждении Правил совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр";
постановление Правительства от 31 августа 2020 г. N 1329 "Об утверждении Правил подтверждения источников происхождения денежных средств, вносимых в оплату уставного капитала организатора азартных игр в букмекерской конторе или тотализаторе".
Обновлена форма извещения о начале выполнения комплексных кадастровых работ
Приказ Росреестра от 01.07.2025 N П/0235/25
"Об утверждении формы извещения о начале выполнения комплексных кадастровых работ и примерной формы и содержания извещения о проведении заседания согласительной комиссии по вопросу согласования местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ"
Зарегистрировано в Минюсте России 30.09.2025 N 83698.
Также установлены: новая примерная форма извещения о проведении заседания согласительной комиссии по вопросу согласования местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ; содержание такого извещения.
Настоящий приказ вступает в силу со дня признания утратившим силу аналогичного приказа Минэкономразвития России от 23.04.2015 N 254.
Установлена новая форма отчета руководителя федерального государственного унитарного предприятия
Приказ Минфина России от 08.09.2025 N 124н
"Об утверждении формы отчета руководителя федерального государственного унитарного предприятия и методических указаний по ее заполнению"
Зарегистрировано в Минюсте России 25.09.2025 N 83656.
Утверждены методические указания по заполнению формы.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.08.2024 N 1090 форма отчета руководителя предприятия и методические указания по ее заполнению утверждаются Минфином России.
За III квартал 2025 года обобщены наиболее распространенные причины, препятствующие осуществлению кадастрового учета и регистрации прав в отношении предприятий как имущественных комплексов и объектов недвижимости, расположенных в пределах более одного кадастрового округа
"Обзор наиболее распространенных причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении предприятий как имущественных комплексов и объектов недвижимости, расположенных в пределах более одного кадастрового округа (по результатам анализа решений о приостановлении за III квартал 2025 года)"
В документе приведены причины и основания приостановления (отказа) кадастрового учета и регистрации прав (в том числе в рамках осуществления единой учетно-регистрационной процедуры).
Даны разъяснения по вопросу принятия на учет объекта как бесхозяйного недвижимого имущества, сведения о котором отсутствуют в ЕГРН.
Обращается внимание на то, что госпошлина за кадастровый учет и (или) регистрацию прав в отношении ПИК и объектов недвижимости, расположенных на территории более одного кадастрового округа, оплачивается по реквизитам центрального аппарата Росреестра.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875