НАЛОГИ, СБОРЫ И ДРУГИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ

Для резидентов ОЭЗ в Калининградской области сохранятся действующие условия льготного налогообложения

Федеральный закон от 15.10.2025 N 373-ФЗ
"О внесении изменений в статью 5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации"

На территории Калининградской области действует специальный правовой режим, предусматривающий обеспечение неизменности налоговых условий при реализации инвестиционных проектов.

При этом, в частности, в связи с увеличением в 2025 году ставки по налогу на прибыль с 20 до 25% у резидентов ОЭЗ в Калининградской области возникает риск изменения условий реализации инвестиционных проектов.

Принятым законом внесены дополнения в статью 5 НК РФ, касающиеся особенностей применения актов законодательства о налогах и сборах, направленные на реализацию гарантий в части сохранения для резидентов ОЭЗ в Калининградской области условий налогообложения, действующих до 1 января 2025 года.

Утверждены формы решений, принимаемых налоговыми органами в отношении организаций, совершающих операции с подакцизными товарами

Приказ ФНС России от 02.06.2025 N ЕД-7-15/496@
"Об утверждении форм решений о приостановлении (возобновлении) действия, о неполном устранении нарушений, повлекших за собой приостановление действия, об аннулировании свидетельства о регистрации лица, предусмотренных пунктом 3 статьи 179.2, пунктом 3 статьи 179.3, пунктом 3 статьи 179.4, пунктом 3 статьи 179.5, пунктом 7 статьи 179.6, пунктом 10 статьи 179.7, пунктом 14 статьи 179.8, пунктом 14 статьи 179.9 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Зарегистрировано в Минюсте России 15.10.2025 N 83844.

Приказ содержит, в частности, формы решений о приостановлении действия, возобновлении действия, об аннулировании свидетельства о регистрации организации, совершающей операции, предусмотренные статьями 179.3 - 179.9 НК РФ.

В связи с утверждением новых форм признаны утратившими силу отдельные положения приказов ФНС России об утверждении административных регламентов по предоставлению услуг по выдаче свидетельств.

Внесены изменения в Унифицированный формат транспортного контейнера при информационном взаимодействии с приемными комплексами налоговых органов по телекоммуникационным каналам связи с использованием электронной подписи

Приказ ФНС России от 14.10.2025 N ЕД-7-26/889@
"О внесении изменений в приказ ФНС России от 09.11.2010 N ММВ-7-6/535@ (с учетом внесенных изменений)"

В числе прочего в новой редакции изложены раздел IX "Формат описания представления отдельных документов в налоговые органы (Версия 71)" приложения N 1, а также таблица 16.5 "Типы содержимого приложений" приложения N 16.

Настоящий приказ вступает в силу с 01.11.2025.

ФНС сообщен код для отражения в налоговой декларации освобождаемых от НДС операций по передаче товаров (работ, услуг) в целях их использования в ходе СВО

<Письмо> ФНС России от 10.09.2025 N СД-4-3/8312@
"О налоге на добавленную стоимость"

Освобождение от НДС указанных операций предусмотрено подпунктом 29 пункта 2 статьи 146 НК РФ. Норма вступила в силу 1 июля 2025 года.

До внесения изменений в Порядок заполнения налоговой декларации налогоплательщики вправе использовать код 1010841.

ФНС обращает внимание на необходимость учета позиции, изложенной в письме от 12.02.2025 N БС-4-11/1274@, по вопросу налогообложения НДФЛ доходов от продажи объектов недвижимости, полученных до 01.01.2024

<Письмо> ФНС России от 08.10.2025 N БВ-4-9/9098@
"О применении письма ФНС России от 12.02.2025 N БС-4-11/1274@ при рассмотрении жалоб (обращений) заявителей"

В данном письме сообщается о неприменении при определении налоговой базы по НДФЛ в отношении доходов, полученных до 01.01.2024 г., положений абзаца восьмого пункта 2 статьи 217.1 НК РФ, касающегося определения срока нахождения в собственности налогоплательщика доли объекта недвижимости, приобретенной за счет бюджетных средств или средств маткапитала.

ФНС направлены основные тезисы по вопросу применения нового механизма, предусматривающего внесудебное взыскание задолженности с физлиц

<Письмо> ФНС России от 13.10.2025 N БВ-4-7/9197@
"О направлении основных тезисов по вопросу взыскания задолженности с физических лиц"

С 1 ноября 2025 года вступают в силу положения Федерального закона от 31.07.2025 N 287-ФЗ, в соответствии с которыми задолженность может взыскиваться как в судебном, так и во внесудебном порядке в зависимости от согласия или несогласия налогоплательщика с взыскиваемой суммой налога.

В письме изложены предпосылки изменения механизма взыскания задолженности, а также принципы реализации нового механизма: принцип бесспорности задолженности, подлежащей взысканию во внесудебном порядке, а также принцип сохранения материально-правовых имущественных гарантий для физических лиц.

Сообщается о концепции механизма, включающей этапы констатации наличия спора, переведения процедуры взыскания в судебную плоскость и исключения спорной задолженности из ЕНС.

Приведены преимущества и порядок перехода к новому порядку взыскания задолженности.

Доведена позиция Минфина по вопросу определения налоговой базы по налогу на имущество в отношении линейных объектов

<Письмо> ФНС России от 13.10.2025 N БС-4-21/9219@
"О применении положений подпункта 4 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении линейных объектов"

Рассмотрен вопрос о применении в отношении линейных объектов особенностей определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости, по аналогии с хозяйственными строениями и сооружениями, расположенными на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства или ИЖС (пп. 4 п. 1 статьи 378.2 НК РФ).

Согласно разъяснению Росреестра линейные объекты имеют самостоятельное предназначение, отличное от предназначения хозяйственных построек на земельном участке. При этом факт размещения в границах земельного участка линейного объекта или его части не является основанием для отнесения такого объекта к хозяйственным постройкам.

Таким образом, по мнению Минфина, положения подпункта 4 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ в отношении линейных объектов не применяются.

ФНС: сведения о средствах размещения, представленные в налоговые органы в соответствии с пунктом 3 статьи 418.3 НК РФ, применяются исключительно для целей исчисления туристического налога за налоговые периоды 2025 года

<Письмо> ФНС России от 13.10.2025 N СД-4-3/9227@
"О направлении письма Минфина России от 10.10.2025 N 03-05-04-06/98142"

Об этом прямо указано в пункте 3 статьи 418.3 НК РФ: сведения о средствах размещения вправе представить исполнительно-распорядительный орган муниципального образования (уполномоченный орган исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, исполнительно-распорядительный орган федеральной территории "Сириус") для целей исчисления туристического налога за налоговые периоды 2025 года.

Опубликованы данные для расчета НДПИ в отношении нефти и газового конденсата, НДД от добычи углеводородного сырья, а также акциза на нефтяное сырье за сентябрь 2025 года

<Информация> ФНС России
"Опубликованы данные для расчета НДПИ, НДД и акциза на нефтяное сырье за сентябрь 2025 года"

Коэффициент Кц определен в размере 13,2937.

Приведены показатели, исходя из которых рассчитан данный коэффициент, а также сообщено о размещении на сайтах ФАС России и Минэкономразвития России информации об иных необходимых показателях.

Минэкономразвития России представлен расчет средних за истекший налоговый период цен на некоторые виды углеводородного сырья, добытые на новом морском месторождении, за период с 1 по 30 сентября 2025 года

<Информация> Минэкономразвития России
"О средних за истекший налоговый период ценах на соответствующие виды углеводородного сырья, добытые на новом морском месторождении углеводородного сырья, за период с 1 по 30 сентября 2025 года"

В информации приведены средние за налоговый период:

цены на мировых рынках на нефть обезвоженную, обессоленную и стабилизированную;

цены на мировых рынках на газовый конденсат, добытый из всех видов месторождений углеводородного сырья;

оптовая цена на газ горючий природный при поставках на внутренний рынок;

цены на газ горючий природный при поставках за пределы таможенной территории ЕАЭС.