ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Конституционный Суд обязал законодателя урегулировать порядок уплаты взносов в фонд финансирования деятельности финансового уполномоченного

Постановление Конституционного Суда РФ от 13.11.2025 N 37-П
"По делу о проверке конституционности статьи 11 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью Страховая компания "Сбербанк страхование жизни"

Выявлен конституционно-правовой смысл статьи 11 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг".

Указанная норма признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования и по смыслу, придаваемому ей правоприменительной практикой, она:

не предусматривает каких-либо требований к условиям пересмотра решения Совета Службы финансового уполномоченного по вопросу о размере дифференцированной ставки предусмотренных данной нормой взносов и к его опубликованию, а также не предусматривает достаточных процессуальных гарантий для оспаривания такого решения финансовыми организациями, притом что оно обладает нормативными свойствами;

не устанавливает размер взноса, который подлежит взиманию с финансовой организации в случае прекращения рассмотрения финансовым уполномоченным обращения потребителя финансовых услуг в связи с непредоставлением финансовой организацией запрошенных финансовым уполномоченным материалов, или критерии определения его размера;

не предусматривает полномочия финансового уполномоченного и судов снизить размер взноса, который подлежит взиманию с финансовой организации в случае прекращения рассмотрения финансовым уполномоченным обращения потребителя финансовых услуг в связи с непредоставлением финансовой организацией запрошенных финансовым уполномоченным материалов, с учетом степени вины финансовой организации, влияния непредоставления материалов на прекращение рассмотрения обращения и иных заслуживающих внимания обстоятельств.

Федеральному законодателю надлежит внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения. До этого взносы в фонд финансирования деятельности финансового уполномоченного подлежат уплате в размерах, установленных действующим решением Совета Службы финансового уполномоченного, которое может быть пересмотрено для будущего года в сторону повышения размера взносов в соответствии с показателями инфляции.

Коэффициент 15,0, установленный решением Совета Службы финансового уполномоченного, с момента вступления в силу настоящего Постановления применению не подлежит. В соответствующих случаях применяется коэффициент, установленный для случаев удовлетворения решением финансового уполномоченного требований потребителя финансовых услуг, при этом обоснованность его применения, а также справедливость и соразмерность взноса подлежат оценке судом, который вправе снизить размер взноса с учетом степени вины финансовой организации, влияния непредоставления материалов на прекращение рассмотрения обращения потребителя финансовых услуг и иных заслуживающих внимания обстоятельств.

Минстроем даны разъяснения по вопросу создания парковочного места для транспортного средства инвалида на земельном участке, являющемся собственностью публично-правового образования

<Письмо> Минстроя России от 31.10.2025 N 66874-ДН/04
<О порядке создания парковочного места для транспортного средства инвалида на земельном участке, находящемся непосредственно у многоквартирного дома>

В письме со ссылками на действующее законодательство отмечено, в частности, следующее: если земельный участок под одним МКД не образован или на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок, на котором расположены два или более МКД, то такой земельный участок не входит в состав общего имущества собственников помещений в МКД и является собственностью публично-правового образования, на территории которого он расположен.

В данном случае распоряжение земельным участком является правом уполномоченных органов соответствующего публично-правового образования. Собственники помещений в МКД вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими МКД и общего имущества в таком доме.

Отмечено, что распоряжение земельным участком, не входящим в состав общего имущества МКД, в том числе принятие решений о создании на таком земельном участке парковочного места для транспортного средства инвалида, не относится к компетенции общего собрания собственников помещений в МКД. Решение о создании парковочного места для транспортного средства инвалида в указанном случае принимают уполномоченные органы публично-правового образования, в собственности которого находится рассматриваемый земельный участок.

Указанные уполномоченные органы имеют право устанавливать порядок принятия таких решений, который в том числе может предусматривать учет мнения собственников помещений в МКД, которые пользуются земельным участком. Такое мнение может выявляться путем проведения общих собраний собственников помещений в МКД, опросов собственников, учета обращений граждан и др.

Сообщается, что в указанном случае жилищным законодательством не установлены требования к количеству голосов собственников помещений в МКД для согласования создания парковочного места для транспортного средства инвалида. При этом требования к порядку обращения собственников помещений в МКД в уполномоченный орган с заявлением о создании парковочного места для транспортного средства инвалида на земельном участке, являющемся собственностью публично-правового образования, либо порядок согласования указанными собственниками создания такого парковочного места могут быть установлены региональными или муниципальными нормативными актами.

Росреестр сообщает о внесении изменений в приказ от 8 апреля 2021 г. N П/0149, регламентирующий порядок предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН

<Письмо> Росреестра от 05.11.2025 N 10-03144/25
<О допустимых форматах файлов электронных документов (электронных образов документов), представляемых с запросом о предоставлении сведений из ЕГРН>

Сообщается, что приказом Росреестра от 24 июля 2025 года N П/0251/25 в перечень допустимых форматов файлов, в виде которых могут направляться электронные документы (электронные образы документов), представляемые с запросом о предоставлении сведений из ЕГРН, добавлен также формат RTF.

Также в письме отмечено, что согласно положениям пункта 49 Порядка N П/0149 прилагаемые к запросу о предоставлении сведений из ЕГРН ограниченного доступа документы, представленные в форме электронных документов (электронных образов документов), могут быть удостоверены не только УКЭП лица, подписавшего документ, уполномоченного лица органа, выдавшего документ, но и УКЭП нотариуса.

Кроме того, сохраняется возможность подать запрос о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, в виде бумажного документа через МФЦ.