ФИНАНСЫ. БЮДЖЕТ

Скорректированы основные характеристики федерального бюджета на 2025 год и плановый период

Федеральный закон от 24.06.2025 N 152-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"

Объем ВВП прогнозируется в размере 214 575 млрд. рублей, что на 7 286 млрд. рублей меньше ранее установленного, а уровень инфляции - 7,6% вместо 4,5%.

С учетом увеличения расходов на фоне сокращения прогнозируемых поступлений в доход бюджета предполагается, что дефицит бюджета в 2025 году составит 3,79 трлн. рублей (ранее объем дефицита предполагался на уровне 1,17 трлн. рублей).

Законом предусмотрено увеличение отдельных расходных обязательств РФ, в том числе в сфере социального обеспечения населения.

Так, в частности, в связи с уточнением уровня инфляции увеличен размер накопительного взноса на одного участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих с 383 979,3 до 395 370,1 рубля, а коэффициент индексации отдельных социальных выплат и пособий с 1,045 до 1,076.

Кроме того, внесены изменения в особенности исполнения федерального бюджета в 2025 году, в части распределения бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации отдельных мероприятий.

Подписан закон, предусматривающий введение информационного обеспечения бюджетного процесса, совершенствование казначейского мониторинга, а также особенности применения ККТ при введении военного положения

Федеральный закон от 24.06.2025 N 158-ФЗ
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Бюджетный кодекс РФ дополняется новой главой "Информационное обеспечение бюджетного процесса", закрепляющей правила функционирования и информационного взаимодействия ГИИС "Электронный бюджет" с государственными и муниципальными информационными системами в сфере управления государственными и муниципальными (общественными) финансами и иными информационными системами.

Кроме того, принятым законом казначейский мониторинг распространен на всех участников системы казначейских платежей.

Отдельные уточнения, предусмотренные законом, касаются правил зачисления в бюджеты ряда доходов, в том числе от уплаты госпошлин и административных штрафов.

Сокращен срок, в течение которого государственные программы субъекта РФ и муниципальные программы подлежат приведению в соответствие с законом (решением) о бюджете - теперь не позднее 1 февраля текущего финансового года (ранее - не позднее 1 апреля).

Внесены корректировки в порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства участников казначейского сопровождения.

В Законе о ККТ предусмотрено право субъекта РФ, в котором введено военное положение, утверждать перечень населенных пунктов, на территориях которых организации и ИП могут производить расчеты без применения контрольно-кассовой техники.

Внесены изменения в перечень обосновывающих документов при представлении предложений о цене (прогнозной цене) продукции, поставляемой по ГОЗ

Постановление Правительства РФ от 23.06.2025 N 936
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. N 1465"

Уточнения коснулись перечня обосновывающих документов при применении затратного метода определения цены на продукцию в части расчета цен на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) сторонними организациями.

Дополнены предельные значения стоимости единиц мощности объектов агропромышленного комплекса и маркировочного оборудования

Приказ Минсельхоза России от 19.05.2025 N 343
"О внесении изменения в предельные значения стоимости единиц мощности объектов агропромышленного комплекса и маркировочного оборудования, утвержденные приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 26 июня 2024 г. N 350"
Зарегистрировано в Минюсте России 19.06.2025 N 82648.

Установлены предельные значения для питомников по выращиванию рыбопосадочного материала лососевых видов рыб.

Утверждены новые перечни кодов бюджетной классификации на 2026 год и плановый период

Приказ Минфина России от 10.06.2025 N 70н
"Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2026 год (на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов)"

Приказ содержит 29 перечней, включающих, в частности, коды видов доходов бюджетов; коды подвидов по видам доходов; коды главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы РФ; коды классификации источников финансирования дефицитов бюджетов; коды главных администраторов источников финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов ГВБФ; перечень и коды целевых статей расходов; коды направлений расходов целевых статей расходов федерального бюджета и бюджетов ГВБФ.

Внесены уточнения в порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации, утвержденный Приказом N 82н

Приказ Минфина России от 10.06.2025 N 71н
"О внесении изменений в Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуру и принципы назначения, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24 мая 2022 г. N 82н"

Установлены особенности присвоения кодов бюджетной классификации, содержащих код главного администратора доходов бюджета, в отношении отдельных видов доходов от административных штрафов, а также порядок утверждения кодов подвидов по видам доходов бюджетов по источнику доходов бюджета субъекта РФ, местного бюджета, в случае если данный источник доходов не закреплен за главными администраторами доходов бюджета.

Внесены уточнения в порядок группировки расходов федерального бюджета по целевым статьям расходов на реализацию федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов.

Кроме того, в частности, новыми кодами дополнены приложение N 2 "Коды структурных элементов для федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов, в целевой статье расходов и их наименования", приложение N 3 "Коды видов (групп, подгрупп, элементов) расходов классификации расходов бюджетов".

Изменения применяются при составлении и исполнении бюджетов на 2026 год, за исключением отдельных положений, которые подлежат применению при исполнении бюджетов на 2025 год.

В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.

Минфином даны разъяснения по некоторым вопросам, касающимся предоставления грантов в форме субсидий на организацию профессионального обучения отдельных категорий граждан и ведения раздельного учета операций с указанными средствами

<Письмо> Минфина России от 23.05.2025 N 01-06-14/02-51070
<По вопросу ведения раздельного учета операций со средствами грантов в форме субсидий на организацию профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан, полученных из федерального бюджета в 2023 - 2025 годах>

Решением о порядке предоставления субсидий от 13 декабря 2024 г. N 22-60373-00410-Р определены в том числе конкретные направления расходов, на финансовое обеспечение которых предоставляется субсидия.

При этом отмечено, что федеральные бюджетные и автономные учреждения при получении грантов в форме субсидий обеспечивают ведение раздельного (аналитического) учета операций по грантам в форме субсидий в разрезе соглашений (правовых оснований).

Организация ведения аналитического учета операций с указанными средствами осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н, Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н, а также учетной политикой субъекта учета - получателя грантов в форме субсидий.

Казначейством приведена информация об изменениях, внесенных в порядок учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета

<Письмо> Казначейства России от 24.06.2025 N 07-04-05/03-17211
"О реализации с 01.07.2025 изменений в Порядок N 258н"

Речь идет о вступающих в силу положениях приказа Минфина России от 30 октября 2020 г. N 258н:

с 1 июля 2025 г. - предусматривающие автоматическое формирование органом Федерального казначейства сведений о бюджетном обязательстве на основании направленных государственным заказчиком документов;

с 1 января 2026 г. - предусматривающие, в частности, расширение реквизитного состава Сведений о денежном обязательстве в целях детального отражения сумм ранее произведенных платежей, требующих подтверждения.

Разъяснен порядок организации работы с учетом новых требований.

Разработаны методические рекомендации по заполнению обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, применяемых при составлении бюджетных смет федеральных казенных учреждений, на 2026 год и плановый период

"Методические рекомендации по заполнению обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, применяемых при составлении бюджетных смет федеральных казенных учреждений, на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов"
(разработаны Минфином России)

В Методических рекомендациях в числе прочего приведены формы обоснований (расчетов) плановых сметных показателей (приложения 1 - 158), на основании которых главные распорядители средств федерального бюджета формируют обоснования бюджетных ассигнований по расходам федерального бюджета.

В обоснованиях (расчетах) отражается распределение объема затрат в разрезе аналитических признаков, детализирующих расходы в зависимости от влияния на них прогнозных показателей социально-экономического развития РФ и иных факторов. Таблица увязки форм обоснований (расчетов) плановых сметных показателей с подлежащими отражению в них аналитическими кодами представлена в приложении N 159.