ЖИЛИЩЕ. ЖКХ

Установлены особенности заключения концессионного соглашения в отношении объектов ЖКХ без проведения конкурсных процедур

Федеральный закон от 15.12.2025 N 464-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях"

В частности, определено, что лицо, являющееся концессионером по действующему концессионному соглашению, имеет преимущественное право на заключение концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем без проведения конкурса при условии отсутствия фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения таким лицом своих обязательств и при условии достижения установленных концессионным соглашением плановых значений показателей деятельности концессионера.

Также предусматривается, что в случае, если объектом действующего концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, отдельные объекты таких систем, расположенные в ценовых зонах теплоснабжения, определенных в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", и лицо, являющееся концессионером по такому соглашению, не является единой теплоснабжающей организацией, определенной в соответствии с указанным Федеральным законом, преимущественное право на заключение концессионного соглашения в отношении таких систем и (или) объектов, входящих в состав объекта действующего концессионного соглашения, без проведения конкурса имеет единая теплоснабжающая организация.

Кроме того, в числе прочего уточнены процедуры заключения концессионного соглашения на конкурсной основе.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2026 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

Действие положений статьи 43 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие в том числе из концессионных соглашений, заключенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Расширен перечень категорий военнослужащих, имеющих право на внеочередное обеспечение жильем (жилищной субсидией)

Федеральный закон от 15.12.2025 N 469-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих"

Согласно внесенному дополнению денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения вне очереди предоставляются в том числе: военнослужащим-гражданам и гражданам, уволенным с военной службы при наличии детей, являющихся инвалидами с детства; лицам, указанным в пункте 2.1 статьи 36 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"; а также лицам, в отношении которых приняты соответствующие решения руководителем федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых предусмотрена военная служба.

Утверждены Правила оплаты общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную частями 1, 3 и 6 статьи 7 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Постановление Правительства РФ от 12.12.2025 N 2025
"Об утверждении Правил оплаты общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную частями 1, 3 и 6 статьи 7 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Правилами установлен порядок оплаты общей площади жилого помещения, превышающей предусмотренную законодательством норму предоставления площади жилого помещения, при предоставлении жилых помещений в собственность сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения РФ, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах РФ, и иным лицам, имеющим право на получение жилого помещения в собственность.

С 1 января 2026 года устанавливаются предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию (мощность) на 2026 год, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам РФ

Приказ ФАС России от 10.10.2025 N 790/25
"О предельных минимальных и максимальных уровнях тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2026 год"
Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2025 N 84662.

Также установлены предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления, по субъектам РФ.

На первое полугодие 2026 года утверждены температурные коэффициенты (коэффициенты приведения к стандартным условиям)

Приказ Росстандарта от 10.11.2025 N 2422
"Об утверждении температурных коэффициентов (коэффициентов приведения к стандартным условиям) на первое полугодие 2026 года"
Зарегистрировано в Минюсте России 09.12.2025 N 84527.

Температурные коэффициенты применяются в целях определения объема потребленного газа по показаниям приборов учета газа, не имеющих температурной компенсации, установленных вне помещений.

Минстрой: собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о создании парковки на территории земельного участка, являющегося общим имуществом, при этом на такой парковке выделяется не менее 10 процентов мест для инвалидов

<Письмо> Минстроя России от 12.05.2025 N 27205-ДН/04
<О создании парковок на территориях общего пользования для транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов>

Соответственно, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, при реализации решения общего собрания обязано проконтролировать наличие мест для инвалидов.

В соответствии с пунктом 5.1 статьи 2 ЖК РФ обязанность по обеспечению инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах жилищным законодательством прямо возлагается на органы государственной власти и органы местного самоуправления и, соответственно, должна осуществляться за их счет.

Соответственно, в случае отсутствия парковки на территории многоквартирного дома, для инвалидов также выделяется не менее 10 процентов на территориях общего пользования в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.

В случае отсутствия указанных выше парковок инвалид вправе обратиться в органы местного самоуправления для принятия решения о создании парковок общего пользования в рамках обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к жилым зданиям.

Даны разъяснения по вопросу отнесения коммуникаций (водопровод, отопление, канализация и др.) к общему имуществу многоквартирного дома и личному имуществу собственников помещений в многоквартирном доме

<Письмо> Минстроя России от 11.11.2025 N 31150-ОГ/00
<О некоторых вопросах управления многоквартирным домом, а также определения перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме>

Рассмотрены положения Правил содержания общего имущества, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, правовые позиции Верховного суда РФ, определены границы эксплуатационной ответственности между управляющей организацией и собственниками помещений в МКД.

Даны разъяснения по вопросу расстояния от жилого дома до проезжей части дороги

<Письмо> Минстроя России от 11.11.2025 N 31159-ОГ/08
<По вопросу разъяснения нормативных требований по градостроительной деятельности>

Сообщается, что минимальное нормативное расстояние от края основной проезжей части до фасадов жилых зданий, в том числе блокированной застройки, устанавливается только в отношении магистральных дорог при их строительстве (п. 11.11 СП 42.13330.2016 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений") и должно составлять не менее 50 метров, а при условии применения шумозащитных сооружений (на территории - шумозащитных экранов, в здании - шумозащитных конструктивно-технических и объемно-планировочных решений (форма плана и габариты, ориентации жилых комнат), обеспечивающих требования СП 51.13330.2011 "СНиП 23-03-2003 Защита от шума", СП 60.13330.2020 "СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха", - не менее 25 м.

Согласно п. 6.6 СП 53.13330.2019 "Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения)" расстояние от садового или жилого дома, в том числе блокированной застройки, хозяйственных построек до границы земельного участка, смежной с улично-дорожной сетью, следует принимать с учетом градостроительных регламентов, но не менее 3 м. В случае устройства проезда с одной полосой движения данное расстояние следует принимать не менее 4 м. При этом между домами, расположенными на противоположных сторонах проезда, должны быть учтены противопожарные расстояния, приведенные в таблице 1 СП 4.13130.2013.

Даны разъяснения по вопросу ведения реестра собственников помещений в многоквартирном доме

<Письмо> Минстроя России от 17.11.2025 N 31851-ОГ/00
<О ведении реестра собственников помещений в многоквартирном доме управляющей организацией>

Сообщается, в частности, что согласно части 3.1 статьи 45 ЖК РФ управляющая организация обязана вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме, который содержит сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме, в том числе фамилию, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме. Управляющая организация в течение пяти дней с момента получения от собственника или иного лица, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обращения в письменной форме о предоставлении реестра собственников помещений в многоквартирном доме обязана предоставить соответствующему собственнику или иному лицу этот реестр.

Согласие собственников помещений в многоквартирном доме на передачу персональных данных, содержащихся в реестре собственников помещений в многоквартирном доме, не требуется.

Таким образом, обязанность управляющей организации вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме и передавать его актуализированную версию лицу, по инициативе которого созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, прямо предусмотрена ЖК РФ.

Минстрой рассмотрел вопрос о составе и использовании общего имущества в многоквартирном доме

<Письмо> Минстроя России от 04.12.2025 N 74813-ДН/04
<О составе и использовании общего имущества в многоквартирном доме>

Сообщается, что использование любого элемента общего имущества в МКД индивидуально определенным лицом (в том числе использование собственником помещения в МКД участка фасада МКД в целях установки наружного блока системы кондиционирования) возможно исключительно при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений.

Правила благоустройства, действующие на территории муниципального образования или города федерального значения, могут устанавливать требования к фасадам зданий (в том числе МКД), в том числе к порядку размещения на указанных фасадах наружных блоков систем кондиционирования и иных объектов.

Исполнение указанных требований, установленных на территории муниципального образования или города федерального значения, при использовании участка фасада МКД в целях установки наружного блока системы кондиционирования не приводит к праву отказа от исполнения требования закона об обязательности решения общего собрания собственников помещений, устанавливающего право на использование общего имущества МКД и условия такого использования.

Даны разъяснения по вопросу технического обслуживания системы пожарной сигнализации, которой оснащен многоквартирный дом

<Письмо> МЧС России от 09.12.2025 N ИГ-19-14-1576
"О рассмотрении обращения"

Сообщается, в частности, что согласно статье 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. При этом надлежащее содержание общего имущества должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства РФ, в том числе о техническом регулировании и пожарной безопасности. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов.

Пунктом 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 (далее - Правила), установлено, что руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию систем пожарной сигнализации, при этом должно обеспечиваться ежегодное проведение испытаний указанных систем, эксплуатирующихся сверх срока службы, установленного изготовителем технических средств, или при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации.

Положения Правил не ограничивают срок эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности при соблюдении условий, при которых возможна дальнейшая эксплуатация вышеуказанных технических средств. Законодательством о пожарной безопасности не предусмотрены основания для уклонения лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, в том числе управляющей организации, от исполнения обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности, обслуживанию систем пожарной сигнализации.

Представлены разъяснения о реестре собственников помещений в многоквартирном доме

<Письмо> Минстроя России от 11.12.2025 N 76669-ДН/04
<О реестре собственников помещений в многоквартирном доме>

В письме содержатся следующие выводы:

управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны вести реестр собственников помещений в МКД;

управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива должны предоставить лицу, по инициативе которого созывается общее собрание собственников помещений в МКД, реестр собственников помещений с указанием документов, подтверждающих право собственности на помещения;

положения действующего законодательства не возлагают на собственника помещений обязанности предоставлять лицам, осуществляющим управление МКД, сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений;

фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещений в МКД могут быть предоставлены лицам, осуществляющим управление многоквартирным домом, в составе выписки из ЕГРН только при условии наличия в ЕГРН записи о возможности предоставления персональных данных правообладателя объекта недвижимости, которая, в свою очередь, делается на основании соответствующего заявления правообладателя;

в случае если правообладателем объекта недвижимости является юридическое лицо, то сведения являются общедоступными и указываются в выписках из ЕГРН по запросам любого лица.

Разъяснен порядок вступления в силу Постановления Правительства РФ от 25 ноября 2025 г. N 1871, направленного на совершенствование порядка компенсации расходов ресурсоснабжающих организаций в связи с самовольным подключением к сетям инженерно-технического обеспечения и безучетным потреблением коммунальных ресурсов

<Письмо> Минстроя России от 11.12.2025 N 76670-ДН/04
<О Постановлении Правительства РФ от 25.11.2025 N 1871>

Сообщается, что в связи с отсутствием установления в Постановлении Правительства РФ от 25 ноября 2025 г. N 1871 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354" (далее - Постановление N 1871) обязательных требований в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", а также отсутствием особого порядка вступления в силу, предусмотренного пунктом 7 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (далее - Указ N 763), Постановление N 1871 вступает в силу согласно положениям пункта 6 Указа N 763.

Пунктом 6 Указа N 763 установлено, что акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

Дата официального опубликования Постановления N 1871 - 28 ноября 2025 г., соответственно, дата его вступления в силу - 6 декабря 2025 г.

По мнению Минстроя России, применение новых повышающих коэффициентов, предусмотренных Постановлением N 1871, возможно при расчете размера платы за услугу холодного водоснабжения, предоставленную в декабре 2025 г., поскольку на момент расчета стоимости такой услуги (после расчетного периода, то есть после декабря 2025 г.) изменения вступили в силу.