ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

В целях оптимизации административных процедур уточнены правила принятия решения о признании СОНКО исполнителем общественно полезных услуг

Постановление Правительства РФ от 14.11.2025 N 1795
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 2017 г. N 89"

Организация может быть признана исполнителем общественно полезных услуг при наличии заключения о соответствии качества, выдаваемого федеральными органами исполнительной власти (уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ), или заключения о надлежащей реализации проектов, выдаваемого Фондом президентских грантов.

Согласно поправкам, указанные заключения должны будут направляться в Минюст России в порядке межведомственного информационного взаимодействия не позднее одного рабочего дня со дня принятия соответствующего решения.

Таким образом, основанием для начала проведения мероприятий, направленных на подготовку решения о признании СОНКО исполнителем общественно полезных услуг, будет являться не поступление в Минюст России заявления организации, а поступление указанных заключений от уполномоченных органов.

Дополнены критерии для предоставления земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в аренду без проведения торгов в целях реализации масштабных инвестиционных проектов

Постановление Правительства РФ от 17.11.2025 N 1821
"О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 1603"

Установлено, что предоставление такого земельного участка допускается в случае, если указанные проекты в соответствии с обосновывающими документами, представленными инициатором проекта, предполагают строительство в числе прочего объектов образования и науки, включая объекты кампусов, строительство которых предусмотрено инвестиционными договорами, заключенными на основании решений Правительства РФ.

Действие распоряжения Правительства РФ от 11 сентября 2024 г. N 2490-р распространено на акционерные общества, являющиеся головными организациями банковских холдингов

Распоряжение Правительства РФ от 15.11.2025 N 3314-р
<О внесении изменений в Распоряжение Правительства РФ от 11.09.2024 N 2490-р>

Соответствующее дополнение внесено в распоряжение Правительства РФ N 2490-р, устанавливающее особенности формирования федеральными органами исполнительной власти позиции акционера - Российской Федерации по вопросам выплаты дивидендов в акционерных обществах.

С 1 января 2026 г. вводятся в действие методические рекомендации по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Приказ Росреестра от 31.10.2025 N П/0398/25
"Об утверждении методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582"

Настоящие методические рекомендации направлены на создание благоприятных условий ведения экономической деятельности на территории РФ, а также защиты экономических интересов арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Рекомендации не содержат обязательных требований и не устанавливают правовых норм.

Даны разъяснения по вопросу применения налогового ареста в банкротстве

"Вопрос-ответ о применении налогового ареста в банкротстве"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.11.2025)

Сообщается, в частности, что в силу пункта 2.1 статьи 73 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) в случае неуплаты в течение одного месяца задолженности, указанной в решении о взыскании, исполнение которого обеспечено наложением ареста на имущество в соответствии с данным кодексом, либо вступления в силу решения, предусмотренного пунктом 7 статьи 101 данного кодекса, исполнение которого обеспечено запретом на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) без согласия налогового органа, имущество, в отношении которого применен указанный способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов (сборов, страховых взносов) или принята обеспечительная мера, признается находящимся в залоге у налогового органа на основании закона.

Положения указанной нормы прямо указывают на возникновение залога в силу закона, что соотносится с содержанием пункта 1 статьи 334.1 ГК РФ, статей 18.1 и 138 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).

Кроме того, в рамках налоговых правоотношений при наложении ареста в порядке статьи 77 НК РФ и применении обеспечительных мер в соответствии со статьей 101 НК РФ происходит идентификация и отделение имущества, что подтверждает особый характер возникающих залоговых прав государства в силу закона. Результаты идентификации и отделения имущества должника подлежат обязательному публичному раскрытию на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, с указанием имущества, в отношении которого вынесено соответствующее решение (пункт 4 статьи 72 НК РФ).

По этой причине арест, наложенный налоговым органом, порождает на основании пункта 2.1 статьи 73 НК РФ залог в силу закона, поэтому требования налогового органа в деле о банкротстве устанавливаются как обеспеченные залогом и налоговый орган как кредитор имеет права залогодержателя в отношении имущества, на которое ранее был наложен арест.

Также необходимо учитывать, что применение налоговым органом обеспечительных мер и последующее возникновение залоговых прав обусловлены публичными обязательствами и по смыслу пункта 4 статьи 61.4 Закона о банкротстве сами по себе не являются оспоримыми сделками.