ЖИЛИЩЕ. ЖКХ

С 1 сентября 2026 года изменяется порядок лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами

Федеральный закон от 15.10.2025 N 375-ФЗ
"О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации"

Срок принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении сокращается с 30 до 10 рабочих дней. Предусмотрена возможность продления указанного срока не более чем на 5 рабочих дней в случае непоступления запрошенных органом государственного жилищного надзора документов (сведений) в целях оценки соответствия соискателя лицензии отдельным лицензионным требованиям.

Уточнено, что лицензия предоставляется органом государственного жилищного надзора не на основании решения лицензионной комиссии субъекта РФ, а в порядке, установленном статьей 194 ЖК РФ.

Предусмотрено, что заявление о предоставлении квалификационного аттестата, который обязаны иметь должностные лица лицензиата, может быть подано посредством единого портала госуслуг.

Закреплено лицензионное требование о соответствии лицензиата, соискателя лицензии требованиям к персоналу и материально-техническому обеспечению лицензиата, соискателя лицензии, установленным Правительством РФ, которое может быть обеспечено в том числе наличием действующего договора (договоров) на оказание услуг и (или) выполнение работ.

На IV квартал 2025 года утверждены поправочные коэффициенты размера средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья для расчета единовременной субсидии на приобретение жилого помещения госслужащим, проходящим государственную гражданскую службу в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе

Приказ Минтруда России от 25.09.2025 N 571н
"Об утверждении поправочного коэффициента размера средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, применяемого для расчета единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, предоставляемой федеральным государственным гражданским служащим, проходящим федеральную государственную гражданскую службу в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения, на IV квартал 2025 года"
Зарегистрировано в Минюсте России 16.10.2025 N 83850.

Коэффициент установлен в следующих размерах: г. Москва - 1,97; г. Санкт-Петербург - 1,65; г. Севастополь - 1,00.

Даны разъяснения по вопросу определения размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме и условиям участия застройщика в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме

<Письмо> Минстроя России от 03.10.2025 N 27640-ОГ/00
<По вопросу о заключении застройщиком договора управления МКД>

Сообщается, в частности, что в соответствии с частью 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в МКД, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на ОСС, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ. Размер платы за содержание жилого помещения в МКД определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Таким образом, условия договора МКД, в том числе условие о порядке определения размера платы за содержание жилого помещения, утверждаются решением ОСС.

В силу части 1.1 статьи 44 ЖК РФ в ОСС помимо собственников помещений в МКД в течение года со дня выдачи разрешения на ввод МКД в эксплуатацию вправе принимать участие лица, принявшие помещения по акту от застройщика.

До передачи помещения в МКД лицу, принявшему помещение по акту, застройщик вправе участвовать в ОСС в случае государственной регистрации права собственности на нереализованные помещения. Участие застройщика в ОСС без наличия у него зарегистрированного права собственности на помещения не допускается.

При этом в соответствии с положениями Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в случае если на строительство (создание) МКД и (или) иных объектов недвижимости застройщиком привлечены денежные средства участников долевого строительства, тогда такой застройщик не может являться правообладателем указанных объектов.

В указанном случае отсутствует возможность регистрации права собственности застройщика на помещения в МКД, подлежащие передаче участникам долевого строительства, соответственно, отсутствует возможность участия застройщика в ОСС от имени помещений в МКД, подлежащих передаче участникам долевого строительства.

В случае если МКД построен застройщиком за счет собственных средств, для реализации права участия в ОСС застройщику необходимо осуществить государственную регистрацию права собственности на принадлежащие ему помещения в установленном законодательством порядке.

Разъяснены особенности размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме

<Письмо> Минстроя России от 07.10.2025 N 59664-ДН/04
<О размещении в ГИС ЖКХ протокола ОСС>

Сообщается, в частности, что согласно части 4 статьи 45 ЖК РФ инициатор общего собрания собственников (далее - ОСС) обязан не позднее чем за десять дней до даты проведения ОСС разместить сообщение о его проведении в ГИС ЖКХ или в региональной информационной системе независимо от формы проведения такого ОСС.

Функционал ГИС ЖКХ при размещении сообщения о проведении ОСС обеспечивает формирование уникального идентификационного номера (далее - УИН), который впоследствии присваивается протоколу ОСС, проведенного в порядке, установленном указанным сообщением о проведении ОСС.

Решение ОСС, принятое с нарушением порядка проведения ОСС, установленного статьей 45 ЖК РФ, не является ничтожным и может быть признано недействительным только решением суда. Следовательно, сам факт неразмещения инициатором ОСС сообщения о проведении ОСС в ГИС ЖКХ не является основанием для признания решений такого ОСС ничтожными. Указанные решения могут быть признаны недействительными только решением суда.

Частью 1 статьи 46 ЖК РФ обязанность по размещению в ГИС ЖКХ решений и протокола ОСС возложена именно на лицо, инициировавшее ОСС. Обязанность лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, размещать в ГИС ЖКХ протокол ОСС положениями ЖК РФ не установлена.

Вместе с тем, согласно пункту 36 части 1 статьи 6 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 209-ФЗ) в ГИС ЖКХ должна в числе прочего размещаться информация о проведении ОСС, общего собрания членов товариществ собственников жилья, общего собрания членов жилищного кооператива, общего собрания членов жилищно-строительного кооператива или иных специализированных потребительских кооперативов, а также решения таких собраний по вопросам, поставленным на голосование, и итоги такого голосования.

В силу части 18 статьи 7 Закона N 209-ФЗ информацию, предусмотренную пунктом 36 части 1 статьи 6 Закона N 209-ФЗ, размещают в ГИС ЖКХ лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг.

Приказом Минстроя России от 7 февраля 2024 г. N 79/пр установлены состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в ГИС ЖКХ, обязательное размещение которой предусмотрено Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Состав информации N 79/пр).

В соответствии с пунктами 18 и 18.3 главы XI Состава информации N 79/пр лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, размещает в ГИС ЖКХ протокол ОСС в том числе в случае, если указанное лицо не является инициатором ОСС, но получило протокол ОСС от инициатора такого ОСС.

В настоящее время принимаются меры, направленные на обеспечение технической возможности размещения в ГИС ЖКХ протокола ОСС с присвоением такому протоколу УИН в ГИС ЖКХ в случае, если сообщение о проведении указанного ОСС не размещено в ГИС ЖКХ, а также технической возможности размещения в ГИС ЖКХ протокола ОСС лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, в случае если указанное лицо не является инициатором ОСС, но получило протокол ОСС от инициатора такого ОСС.

Даны разъяснения по вопросу взимания платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, в отношении которого собственниками помещений не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован

<Письмо> Минстроя России от 08.10.2025 N 59968-ДН/04
<О плате за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме>

Сообщается, в частности, что в соответствии с пунктом 3 Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2018 г. N 1616, предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в период управления многоквартирным домом управляющей организацией, определенной решением об определении управляющей организации, осуществляется ресурсоснабжающими организациями.

В силу подпункта "а" пункта 31(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354, управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, в случаях, предусмотренных подпунктами "б", "г" - "ж" пункта 17 Правил N 354, обязаны, в частности, заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Учитывая изложенное, независимо от решения собственников помещений в многоквартирном доме, ресурсоснабжающая организация не вправе предъявлять им и взимать плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Таким образом, обязанность временной управляющей организации по внесению платы за коммунальный ресурс, поставленный на общедомовые нужды, не отличается от обязанностей управляющей организации, избранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.