ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Ко второму чтению подготовлен законопроект, совершенствующий механизм субучастия в синдицированном кредитовании
Проект Федерального закона N 729233-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О синдицированном кредите (займе) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статью 151 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" ("О внесении изменений в Федеральный закон "О синдицированном кредите (займе) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федеральный закон "О рынке ценных бумаг") (текст ко второму чтению)
Ко второму чтению законопроект дополнен положениями, закрепляющими обстоятельства, при наступлении которых права и обязанности участника синдиката кредиторов по договору синдицированного кредита (займа) переходят к внешнему участнику, предоставившему денежные средства участнику синдиката кредиторов.
Определен механизм перехода прав и обязанностей участника синдиката кредиторов по договору синдицированного кредита (займа) к внешнему участнику.
Предусматривается, что в случае, если права и обязанности по договору синдицированного кредита (займа) и связанным соглашениям не перешли от участника синдиката кредиторов к внешнему участнику и обязательства должников по договору синдицированного кредита (займа) и связанным соглашениям перед участником синдиката кредиторов прекратились по основаниям, не связанным с удовлетворением требований участника синдиката кредиторов по договору синдицированного кредита (займа) и связанным соглашениям, обязательство по передаче участником синдиката кредиторов денежных средств и (или) иного имущества внешнему участнику, возникшее из соглашения о финансировании участия в кредите (займе), считается прекращенным в соответствующей части со дня прекращения обязательств этих должников, если иное не предусмотрено соглашением о финансировании участия в кредите (займе).
Также закрепляется возможность заключения внешними участниками по одному или нескольким соглашениям о финансировании участия в кредите (займе), заключенным с участником синдиката кредиторов в отношении одного договора синдицированного кредита (займа), межкредиторского соглашения между собой.
В ГК РФ уточняются нормы о преимущественном праве участников ООО приобретать доли в уставном капитале
Федеральный закон от 07.07.2025 N 185-ФЗ
"О внесении изменения в статью 93 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"
Внесенными в статью 93 ГК РФ изменениями установлено, что участники общества пользуются преимущественным правом покупки доли или части доли участника общества, если уставом общества не предусмотрено иное.
Доли в ООО разрешили продавать без учета преимущественного права на их выкуп участниками общества
Федеральный закон от 07.07.2025 N 186-ФЗ
"О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью"
В Законе об обществах с ограниченной ответственностью закрепили норму, согласно которой уставом общества может быть предусмотрено неприменение правил о преимущественном праве покупки доли в уставном капитале общества в отношении одного, нескольких или всех его участников.
В то же время внесенные изменения позволяют одному, нескольким или всем участникам общества осуществлять право преимущественного выкупа доли в случае наступления (ненаступления) определенных уставом общества обстоятельств.
Данные правила могут быть предусмотрены уставом общества при его учреждении либо при внесении изменений в устав уже существующего общества. Факт принятия общим собранием участников общества решения о внесении указанных положений в устав или об их исключении из устава и состав участников общества, присутствующих при принятии такого решения, должны быть подтверждены путем нотариального удостоверения.
Кроме того, поправками установлен срок, в течение которого общество обязано предоставить участнику, намеренному продать свою долю, сведения о лицах, в отношении которых применяются правила о преимущественном праве покупки доли или части доли в уставном капитале общества. Такие сведения должны быть предоставлены в срок не позднее чем 5 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2025 года.
Установлены особенности признания на территории РФ документов, являющихся основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество, подтверждающих возникновение, изменение, ограничение, переход или прекращение прав на такое имущество, обременение такого имущества и действовавших на территории новых субъектов РФ на день их принятия в состав РФ
Федеральный закон от 07.07.2025 N 193-ФЗ
"Об особенностях признания на территории Российской Федерации и действия документов, являющихся основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество, подтверждающих возникновение, изменение, ограничение, переход или прекращение прав на недвижимое имущество, обременение недвижимого имущества, действовавших на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области на день принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области и образования в составе Российской Федерации новых субъектов"
На территории РФ признаются и действуют правоустанавливающие (правоудостоверяющие) документы, выданные органами государственной власти Украины, органами местного самоуправления Украины, выданные и (или) удостоверенные нотариусами Украины (если документы на недвижимое имущество не выданы государственными и (или) иными официальными органами и (или) не удостоверены нотариусами ДНР, ЛНР и не выданы органами публичной власти Запорожской и Херсонской областей или органами, входящими в единую систему публичной власти РФ), при условии, что правоустанавливающие (правоудостоверяющие) документы выданы и (или) удостоверены в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей на день выдачи и (или) удостоверения правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов, и при этом подтверждают возникновение, изменение, ограничение, переход или прекращение прав на недвижимое имущество, обременение недвижимого имущества.
В целях оценки соответствия правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов в указанных новых субъектах РФ создаются региональные комиссии. В состав комиссий будет также включаться представитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством РФ на осуществление государственного кадастрового учета, государственную регистрацию прав, ведение ЕГРН. При рассмотрении документов региональными комиссиями будет осуществляться их оценка на предмет наличия у выдавших их органов государственной власти, органов местного самоуправления полномочий на принятие решения об их выдаче (в том числе о предоставлении объекта недвижимости) в соответствии с законодательством, действовавшим в месте принятия такого решения на день его принятия, у нотариусов Украины полномочий на выдачу и (или) удостоверение правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов в соответствии с законодательством, действовавшим в месте выдачи правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на день их выдачи, на предмет подложности правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов, а также на соответствие сведений о правах на недвижимое имущество, указанных в правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документах, сведениям, имеющимся у органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Осуществление государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на недвижимое имущество не допускается в случае, если региональной комиссией принято обоснованное решение об их несоответствии. Решения региональных комиссий могут быть обжалованы заинтересованными лицами в суд. Региональные комиссии осуществляют предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия до 1 января 2028 года.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.
Подписан закон, позволяющий хозяйственным обществам иметь в качестве единственного учредителя (участника) другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица
Федеральный закон от 07.07.2025 N 201-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 10 и 47 Федерального закона "Об акционерных обществах", статью 7 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Устанавливается, что акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью могут иметь в качестве единственного учредителя (участника) другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 августа 2025 года.
Подписан закон об удостоверении командирами воинских частей доверенностей и завещаний граждан, пребывающих в добровольческих формированиях, предусмотренных Федеральным законом "Об обороне"
Федеральный закон от 07.07.2025 N 204-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Командиры (начальники) воинских части, соединения, учреждения, военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования также смогут удостоверять подпись гражданина, пребывающего в добровольческом формировании, на заявлении об определении на случай его смерти опекуна или попечителя ребенку.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Усовершенствованы положения Гражданского кодекса РФ о компенсации как мере гражданско-правовой ответственности за нарушение исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации
Федеральный закон от 07.07.2025 N 214-ФЗ
"О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"
В частности, ГК РФ дополняется отдельной статьей 1252.1 "Компенсация", которая закрепляет общие положения о характере компенсации как вида гражданско-правовой ответственности, порядке и способах ее расчета.
Поправками, в том числе:
закреплено общее правило о том, что нарушением исключительного права признается незаконное использование одного результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации каким-либо одним способом;
до 10 миллионов рублей увеличен верхний предел компенсации, определяемой в твердом размере;
закреплено, что для целей определения компенсации суды смогут рассматривать множественность нарушений как одно нарушение;
предусмотрено право суда снизить размер компенсации ниже установленных пределов в случае, если нарушитель не знал и не должен был знать, что он допускает нарушение исключительного права;
установлена норма о солидарной ответственности нескольких лиц, совершивших самостоятельные нарушения исключительного права с использованием одних и тех же контрафактных материальных носителей;
закреплено, что в случае нарушения исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, принадлежащего нескольким правообладателям, взысканная компенсация распределяется между всеми правообладателями в равных долях.
Предусмотрены и иные новшества.
Реализован ряд постановлений Конституционного Суда РФ, в том числе постановления от 13 декабря 2016 г. N 28-П, от 24 июля 2020 г. N 40-П.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.
Конституционный Суд указал на возможность признания антимонопольным органом ограничительных условий, установленных в договоре коммерческой концессии, не соответствующими законодательству в рамках административной процедуры
Постановление Конституционного Суда РФ от 08.07.2025 N 28-П
"По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 1033 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой акционерного общества "ТАРКЕТТ РУС"
В Постановлении выявлен конституционно-правовой смысл пункта 3 статьи 1033 ГК РФ.
Конституционным Судом отмечено, в частности, следующее: признание антимонопольным органом условий договора коммерческой концессии противоречащими антимонопольному законодательству в рамках административной процедуры не исключает последующего судебного контроля, в том числе посредством оспаривания законности решений и предписаний антимонопольного органа.
Также признание антимонопольным органом условий договора коммерческой концессии противоречащими антимонопольному законодательству и выдача им на этом основании предписания о необходимости устранения нарушения сами по себе не влекут признания недействительности таких договорных условий, для чего, по общему правилу, требуется обращение в суд с исковыми требованиями.
Не является основанием для признания договора коммерческой концессии недействительным и отказ в требовании о признании недействительным предписания антимонопольного органа, вынесенного в указанной административной процедуре. Кроме того, до признания судом недействительным договора коммерческой концессии полностью или в части к сторонам такого договора не могут быть применены частноправовые последствия недействительности сделки, а также обусловленные таким признанием меры публично-правовой ответственности.
Предписание антимонопольного органа может быть исполнено сторонами в добровольном порядке, что предполагает разрешение возникающих противоречий на досудебной стадии (без обращения в суд). В указанном случае стороны договора могут самостоятельно адаптировать договорные условия к антимонопольным требованиям, в том числе при внесудебном взаимодействии с антимонопольным органом с целью уточнения его позиции, что могло бы оказаться невозможным в случае судебного признания условий договора недействительными.
Таким образом, оспариваемая норма признана не противоречащей Конституции РФ как не препятствующая признанию антимонопольным органом в рамках административной процедуры отдельных ограничительных условий договора коммерческой концессии (включая упомянутые в пункте 1 статьи 1033 ГК РФ) противоречащими антимонопольному законодательству. Это не исключает последующей проверки обоснованности такого решения в судебном порядке в случае его оспаривания, а также само по себе не влечет признания недействительными названных условий договора, с учетом возможности предъявления соответствующих исковых требований в судебном порядке.
Росреестром рассмотрены некоторые вопросы применения положений Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"
<Письмо> Росреестра от 26.06.2025 N 14-6246-ТГ/25
<О применении Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения">
В документе разъясняются порядок государственной регистрации права на невостребованные земельные доли, особенности признания муниципальной собственности на земельную долю, собственник которой умер, порядок округления до целого числа размера земельной доли, а также порядок определения размера доли при образовании земельного участка путем выдела.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей