ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Даны разъяснения по вопросу предоставления пользователями недр в ФГИС состояния окружающей среды информации о результатах проведения учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества

<Письмо> Минприроды России от 06.10.2025 N 07-34-53/41827
"О направлении разъяснений по предоставлению информации о результатах проведения учета объема забора водных ресурсов"

Сообщается, в частности, что согласно пункту 2 Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, утвержденного приказом Минприроды России от 09.11.2020 N 903 обязанность ведения учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества возлагается на физических лиц (индивидуальных предпринимателей), юридических лиц, которым предоставлено право пользования водным объектом в целях забора (изъятия) водных ресурсов и (или) сброса сточных, в том числе дренажных, вод.

Организация и осуществление государственного мониторинга водных объектов проводятся Росводресурсами, Роснедрами, Росгидрометом с участием уполномоченных исполнительных органов субъектов РФ. При проведении мониторинга водных объектов используются сведения, полученные в том числе в результате наблюдений собственниками водных объектов, водопользователями и недропользователями.

В соответствии с пунктом 12 Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.04.2007 N 219 (далее - Положение N 219), Роснедра при осуществлении мониторинга подземных вод в том числе: осуществляет сбор, обработку, обобщение и хранение сведений, полученных в результате наблюдений, обобщает сведения, полученные в результате наблюдений недропользователями, проводит оценку и прогнозирование изменений состояния подземных водных объектов; представляет данные мониторинга подземных вод в Росводресуры.

Мониторинг состояния недр на участке недр, предоставленном в пользование (далее - локальный мониторинг), осуществляется недропользователями, в порядке, установленном Правилами осуществления государственного мониторинга состояния недр и мониторинга состояния недр на участке недр, предоставленном в пользование, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.11.2023 N 2029 (далее - Положение N 2029). Объектами локального мониторинга являются участки недр, предоставленные в пользование, и происходящие в недрах процессы, а также подземные воды в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами на участке недр.

Передача данных локального мониторинга в Роснедра обеспечивается недропользователями ежегодно в порядке, установленном пунктом 17 Положения N 2029.

Рослесхоз: органам субъектов РФ необходимо обеспечить до 1 января 2026 года загрузку и внесение во ФГИС ЛК границ лесничеств, внесенных в ЕГРН

<Письмо> Рослесхоза от 23.10.2025 N ИС-02-54/29711
"О полномочиях на внесение в ФГИС ЛК сведений о границах лесничеств, внесенных в ЕГРН"

Кроме того, со ссылками на действующее законодательство Рослесхоз отмечает, что исполнительные органы субъектов РФ, уполномоченных в области лесных отношений, до 1 января 2026 года должны привести сведения государственного лесного реестра в соответствие со сведениями ЕГРН, в том числе в части данных об особо охраняемых природных территориях, территориях объектов культурного наследия религиозного назначения, расположенных на землях лесного фонда, о границах таких территорий и об ограничениях по использованию лесных участков, расположенных в указанных границах.

Также в письме даны и иные разъяснения по вопросам внесения в ФГИС ЛК сведений о границах лесничеств, внесенных в ЕГРН, судебной защиты имущественных прав и законных интересов в области лесных отношений и пр.

Даны разъяснения по вопросу согласования плана мероприятий в границах зоны санитарной охраны источников водоснабжения со всеми землепользователями

<Письмо> Роспотребнадзора от 12.11.2025 N 09-16791-2025-40
"О рассмотрении обращения"

Сообщается, в частности, что согласно пункту 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02) в каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Выполнение требований санитарного законодательства для граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, в соответствии со статьями 10 и 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" является обязательным.

Согласно статье 23 Градостроительного кодекса РФ характеристики зон с особыми условиями использования территорий включаются в положение о территориальном планировании генерального плана в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов местного значения, а также в материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов федерального, регионального или местного значения.

Сведения обо всех землепользователях, размещенных в пределах 2 и 3 поясов, и согласования с ними плана мероприятий можно получить в органах исполнительной власти региона, а также при использовании Публичной кадастровой карты Российской Федерации (https://pkk.rosreestr.ru/).

Даны разъяснения по вопросу установления санитарно-защитных зон

<Письмо> Роспотребнадзора от 13.11.2025 N 09-16877-2025-19
"О рассмотрении обращения"

Сообщается, в частности, что в соответствии с пунктом 1 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 N 222, СЗЗ устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

Таким образом, формирование за контурами упомянутых объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования, которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, является критерием необходимости установления СЗЗ. Установить формирование за контурами объекта указанных превышений возможно на основании расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека. Указанные расчеты являются частью проекта СЗЗ при обосновании размеров и границ СЗЗ в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Проект СЗЗ представляется в адрес Роспотребнадзора вместе с экспертным заключением о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта СЗЗ.

В случае, если объект не является источником воздействия, представление в адрес Роспотребнадзора результатов исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта не требуется.