Согласно ч. 2 ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса РФ прокурор вправе возбуждать уголовное дело и в порядке, установленном этим Кодексом, поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству.
Данное полномочие прокурора в рассматриваемой сфере необходимо рассматривать в двух ракурсах. Во-первых, если в ходе проверки исполнения законодательства об административных правонарушениях в органе административной юрисдикции будет выявлено, что в действии (бездействии) привлеченного к административной ответственности физического лица содержатся признаки преступления, то прокурор должен вынести постановление о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном гл. 20 УПК РФ.
Вместе с тем одновременно следует принести протест на незаконное постановление по делу об административном правонарушении, в котором необходимо мотивировать свою позицию ссылкой на п. 8 ст. 24.5 КоАП РФ, а в резолютивной части заявить требование об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о прекращении производства в связи с наличием постановления о возбуждении уголовного дела по факту совершения рассматриваемого проступка.
Во-вторых, основанием для возбуждения прокурором уголовного дела является обнаружение в ходе проверки признаков преступления в деятельности должностного лица органа административной юрисдикции. Как правило, речь может идти о должностном преступлении.
В необходимых случаях прокурором может ставиться вопрос о возмещении в порядке ст. 1069 Гражданского кодекса РФ органом административной юрисдикции вреда, если решением вышестоящей инстанции или суда действия органа административной юрисдикции признаны незаконными, в результате чего гражданам социально незащищенных категорий (по медицинским, возрастным и иным показаниям не имеющим возможности отстаивать свои права в суде) причинен вред. Аналогичным образом следует действовать и в случаях, когда не был поставлен вопрос о возмещении вреда, причиненного потерпевшему правонарушением, подтвержденным вступившим в законную силу постановлением по делу.
Защита имущественных интересов иных лиц относится к сфере реализации гражданских прав этих субъектов, в которой прокурор не должен выполнять роль законного представителя.
На основании п. 2 ст. 4 Закона о прокуратуре прокурор вправе направлять информации в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления о состоянии законности в сфере исполнения законов при производстве по делам об административных правонарушениях. Необходимо не только отражать вскрытые нарушения со стороны органов административной юрисдикции, но и делать упор на вопросы, связанные с совершенствованием законодательства об ответственности за административные правонарушения, участвуя тем самым и в правотворческой деятельности.
методического обеспечения
НИИ проблем укрепления
законности и правопорядка
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875