6.1. Постановление об освобождении лица, незаконно подвергнутого административному задержанию

6.1. Постановление об освобождении лица, незаконно

подвергнутого административному задержанию

В настоящее время, как показывает анализ статистических данных, прокуроры крайне редко применяют такую меру реагирования. Этому, к сожалению, способствует и отсутствие четких критериев незаконности задержания и, соответственно, оснований для освобождения незаконно задержанных. Вместе с тем исходя из ст. ст. 27.3 - 27.6 КоАП РФ и Постановления Правительства РФ от 15.10.2003 N 627 "Об утверждении Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц" можно выделить ряд оснований для вынесения прокурором постановления, как-то:

факт нахождения лица в помещении для административно задержанных не удостоверен протоколом об административном задержании, составление которого обязательно;

задержание произведено лицом, не уполномоченным на это приказом соответствующего федерального органа исполнительной власти, изданным во исполнение ч. 2 ст. 27.3 КоАП РФ;

задержание произведено за совершение проступка, не отнесенного к компетенции органа, уполномоченного осуществлять административное задержание (кроме органов внутренних дел);

в протоколе об административном задержании отсутствуют указания о мотивах применения этой меры, а также о времени задержания;

помещение, в котором содержатся административно задержанные, не предназначено специально для этих целей либо не соответствует по своим санитарным и иным характеристикам предъявляемым требованиям;

допущено превышение установленных ст. 27.5 КоАП РФ общих либо специальных сроков административного задержания;

допущено нарушение требований о раздельном размещении в специальном помещении:

- лиц мужского и женского пола;

- несовершеннолетних и совершеннолетних;

- лиц, имеющих признаки инфекционных заболеваний или признаки, указывающие на наличие у них таких заболеваний, с другими лицами. При решении вопроса о кандидатуре освобождаемого следует исходить из статуса задержанного лица и необходимости с учетом этого защиты его интересов. Таким образом, освобождению в названных случаях должны подлежать соответственно лица женского пола, несовершеннолетние, лица, имеющие признаки инфекционных заболеваний или признаки, указывающие на наличие у них таких заболеваний;

в специальных помещениях содержатся лица, которые не могут там находиться, а именно:

- лица с заболеваниями (травмами), состояние которых определяется как "состояние средней тяжести" или "тяжелое";

- лица, страдающие сахарным диабетом (в средней или тяжелой степени);

- беременные женщины;

- взрослые, имеющие при себе детей в возрасте до 14 лет, при невозможности передачи их родственникам или иным законным представителям.

Поскольку административное задержание является процедурой скоротечной, а Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях исключил прокурора из числа уведомляемых в обязательном порядке лиц <*>, выявление фактов, могущих послужить основанием для вынесения постановления об освобождении задержанных лиц, возможно, как правило, в случае непосредственного посещения прокурором или его заместителем соответствующих помещений.

------------------------------------

<*> Согласно ст. 242 КоАП РСФСР прокурор в обязательном порядке уведомлялся в случаях административного задержания лица на срок до трех суток в течение двадцати четырех часов с момента задержания. Кроме того, в установленных законом случаях прокурор был наделен правом санкционировать административное задержание на срок до десяти суток.

При этом выводы о правомерности нахождения конкретного лица в таком помещении могут быть сделаны только после отбора объяснений как у задержанного, так и у лица, осуществившего задержание (дежурного по подразделению), изучения документов, удостоверяющих функциональное назначение помещения. Это не относится к случаям установления факта нахождения в одном помещении взрослых и несовершеннолетних, когда само нарушение очевидно. Для выявления нарушений санитарных требований при содержании задержанных необходимо привлекать для проверки инспекторов государственной санитарно-эпидемиологической службы, которые должны составить соответствующий акт проверки.

Постановление должно вручаться находящемуся на момент проверки старшему должностному лицу органа, осуществившего административное задержание.