Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

3. Проведение наблюдения

3.1. Регистрация размеров продажи товаров и цен на рынках проводится по товарным группам, перечисленным в ф. N Б-1 (по соответствующему типу рынков) и представленным в продаже в период наблюдения. Например, для наблюдения на вещевом рынке отобрано 6 торговых мест по продаже швейных изделий, при этом в период наблюдения на всех отобранных торговых местах продавались только пиджаки, брюки, блузки и юбки. В этом случае из строк с кодами товаров 242 - 252 ф. N Б-1в должны быть заполнены только строки с кодами этих товаров (246, 247, 249 и 250). Если же на рынке имеются торговые места по продаже швейных изделий, где товары-представители представлены более широко, желательно, чтобы в выборку попали именно эти торговые места, что обеспечит максимально полное заполнение сведений по всем строкам ф. N Б-1в.

При наблюдении за сезонными товарами (например, овощами, фруктами, меховыми изделиями и т.п.) в период между сезонами процент выборки продавцов этих товаров, подлежащих обследованию, может быть уменьшен до 1%. Если в этот период указанные товары отсутствовали в продаже на обследуемых рынках, то в бланках ф. N Б-1 соответствующие строки не заполняются.

3.2. Сбор данных в ходе наблюдения осуществляется экспедиционным способом, предполагающим проведение опросов методом личного интервью. Опрос проводится специально уполномоченными работниками (в дальнейшем - интервьюерами) или работниками территориального органа Росстата при обходе торговых мест на рынке. Ответы заносятся в бланк ф. N Б-1 (по соответствующему типу рынков) со слов опрашиваемого или визуального наблюдения за торговлей на обследуемом торговом месте в течение определенного периода времени, без предъявления опрашиваемым каких-либо документов, подтверждающих правильность его ответов. При негативном отношении опрашиваемых к обследованию рекомендуется визуальное наблюдение проводить вне поля зрения опрашиваемого продавца. Интервьюеру необходимо иметь при себе рекомендательное письмо с обращением к владельцу (руководителю) рынка с просьбой об оказании содействия при проведении наблюдения, подписанное Руководителем территориального органа Росстата и Администрацией региона (приложение 1).

3.3. К основным обязанностям и функциям интервьюера относятся:

- проведение опроса респондентов по программе "Блокнота регистрации размеров продажи и цен на товары на рынках (ф. Б-1 (по соответствующему типу рынков)) в четком соответствии с указаниями по его заполнению, установленным настоящим Порядком;

- выявление основных проблем, возникающих в процессе проведения опросов, и изложение их в ходе подготовки отчета о выполненной работе;

- проведение визуальной проверки бланков обследования на полноту заполнения и уточнение, в случае необходимости, зарегистрированных ответов;

- представление заполненных бланков обследования и отчета о выполненной работе курирующему работнику территориального органа Росстата (супервайзеру) в сроки и порядке, установленные территориальным органом Росстата.

3.4. Организация работы интервьюера обеспечивается территориальным органом Росстата. Интервьюер должен быть:

- ознакомлен с условиями договора при приеме на работу и проинструктирован работником территориального органа Росстата, курирующим данное обследование, в соответствии с требованиями, изложенными в пунктах 6 - 14 настоящего Порядка;

- обеспечен следующими документами:

а) рекомендательным письмом с обращением к владельцу (руководителю) рынка с просьбой об оказании содействия при проведении обследования, подписанное руководителем территориального органа Росстата (приложение 1);

б) необходимым (в зависимости от числа торговых мест, за которыми он должен вести наблюдение) количеством бланков обследования.

В период проведения обследования ответственный работник территориального органа Росстата:

- проводит анализ работы интервьюеров в первый день наблюдения (правильность заполнения бланка, решение возникших проблем и т.п.);

- осуществляет проверку работы интервьюера по правильности проведения опроса;

- по окончании наблюдения проводит визуальный контроль бланков обследования на полноту заполнения.

3.5. Основные правила проведения интервью. Если опрашиваемые уклоняются от прямых ответов на вопросы, можно в косвенной форме спросить о примерном объеме продажи за день (час, неделю). Например: "Много ли желающих купить Ваш товар?" или "Удается ли Вам продать весь товар в течение дня (часа, недели)?". Если контакта с продавцом найти не удается, то можно понаблюдать со стороны, какое количество товара продается в течение определенного времени, а затем произвести необходимые расчеты.

Между вопросами постараться не давать опрашиваемому слишком сильно уходить в сторону, чтобы не потерять его интерес и внимание до окончания интервью; не забывать говорить ясно и отчетливо в течение всего опроса, чтобы респондент правильно услышал вопрос.

По завершении интервью необходимо поблагодарить респондента, выразить ему признательность за сотрудничество и еще раз подчеркнуть, что полученные от него сведения не будут использованы ни в каких иных целях, кроме получения сводной информации.