I. Формирование перечня государственных услуг
Разработка ведомственного перечня государственных услуг, оказываемых учреждениями социального обслуживания в соответствии с их типами и видами (далее - Перечень), должна осуществляться с учетом следующих нормативных правовых актов:
КонсультантПлюс: примечание.
С 1 января 2015 года правовое регулирование социального обслуживания граждан в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ.
1. Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации".
2. Федерального закона от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".
3. Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
4. Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
5. Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
6. Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
7. Постановления Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 г. N 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов".
8. Постановления Минтруда Российской Федерации от 17 мая 2002 г. N 35 "Об утверждении Положения о порядке заключения, изменения и расторжения договоров о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов и формы примерного договора о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".
9. Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995 г. N 1151 "О Федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания".
10. Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. N 473 "О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания".
11. Постановления Минтруда Российской Федерации от 24 апреля 2002 г. N 29 "Об утверждении Рекомендаций по обеспечению мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания".
12. Национального стандарта Российской Федерации "Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг. ГОСТ Р 52143-2003", утвержденного Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 24 ноября 2003 г. N 327-ст.
13. Национального стандарта Российской Федерации "Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения. ГОСТ Р 52142-2003", утвержденного Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 24 ноября 2003 г. N 326-ст.
14. Национального стандарта Российской Федерации "Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг. Основные положения. ГОСТ Р 52496-2005", утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2005 г. N 533-ст.
15. Национального стандарта Российской Федерации "Социальное обслуживание населения. Социальные услуги детям. ГОСТ Р 52888-2007", утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 27 декабря 2007 г. N 566-ст.
16. Национального стандарта Российской Федерации "Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг гражданам пожилого возраста. ГОСТ Р 53347-2009", утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 27 мая 2009 г. N 177-ст.
17. Национального стандарта Российской Федерации "Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг инвалидам. ГОСТ Р 53348-2009", утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 27 мая 2009 г. N 178-ст.
18. Национального стандарта Российской Федерации "Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг женщинам. ГОСТ Р 53062-2008", утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 18 декабря 2008 г. N 439-ст.
19. Национального стандарта Российской Федерации "Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг семье. ГОСТ Р 53063-2008", утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 18 декабря 2008 г. N 440-ст.
20. Национального стандарта Российской Федерации "Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. ГОСТ Р 52880-2007", утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 27 декабря 2007 N 558-ст.
21. Национального стандарта Российской Федерации "Социальное обслуживание населения. Специальное техническое оснащение учреждений социального обслуживания. ГОСТ Р 52882-2007", утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 27 декабря 2007 г. N 560-ст.
22. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 71 "Об утверждении СанПиН 2.1.2.2564-09" (вместе с "СанПиН 2.1.2.2564-09. Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию объектов организаций здравоохранения и социального обслуживания, предназначенных для постоянного проживания престарелых и инвалидов, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму их работы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы").
23. Распоряжения Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. N 1063-р "О социальных нормативах и нормах".
При разработке Перечня рекомендуется ориентироваться на рекомендованный отраслевой перечень государственных услуг (Приложение 4 к настоящим Комплексным рекомендациям). В случае если это необходимо, по решению органа государственной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя, рекомендованный отраслевой перечень государственных (муниципальных) услуг (далее - услуг) может быть изменен или расширен.
Услуги, перечисленные в рекомендованном отраслевом перечне услуг, являются комплексными услугами.
Они должны быть ориентированы на удовлетворение потребностей определенных категорий потребителей социальной услуги (далее - потребители), поскольку услуги оказываются с учетом интересов потребителя, состояния его здоровья, специфики трудной жизненной ситуации, в которой находится потребитель, содержания индивидуальной программы реабилитации (при наличии такой программы), кратковременности или долговременности потребности в этих услугах, материальных возможностях потребителя и других объективных факторов.
Единицы измерения объема услуги должны быть указаны в натуральном выражении (в соответствии с утвержденным ведомственным перечнем).
При формировании показателей, характеризующих процесс и результаты оказания каждой услуги, необходимо руководствоваться следующими положениями.
Основными факторами, влияющими на качество социальных услуг, предоставляемых населению учреждениями, являются:
- наличие у специалистов учреждения квалификации, соответствующей установленным требованиям;
- техническое оснащение учреждения (оборудование, приборы, аппаратура и т.д.);
- состояние информации об учреждении, порядке и правилах предоставления услуг потребителям;
- наличие собственной и внешней систем (служб) контроля за деятельностью учреждения.
При формировании показателей качества услуги используют следующие критерии:
а) полнота предоставления услуги в соответствии с установленными стандартами их оказания, а также своевременность предоставления услуг;
б) результативность (эффективность) предоставления услуги.
Оценка качества услуг проводится с использованием следующих методов:
мониторинг соответствия качества фактически предоставляемых услуг стандартам качества государственных услуг;
социологические опросы потребителей о качестве предоставляемых услуг;
ведение журнала звонков, полученных от населения по "горячей линии", организованной органом исполнительной власти;
ведение учреждением книги обращений с заявлениями, жалобами и предложениями;
контрольные мероприятия по проверке соответствия качества фактически предоставляемых услуг стандартам качества государственных услуг (выездная проверка, камеральная проверка).
Справка: С учетом положений законодательства об опеке и попечительстве такие учреждения, как психоневрологические дома интернаты, социально-реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными умственными и физическими возможностями, детские дома-интернаты для детей с физическими недостатками, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей и иные учреждения, в которых содержаться недееспособные и не полностью дееспособные лица, кроме услуг, включенных в ведомственный перечень, оказывают услуги, не регулируемые в рамках Федерального закона N 83-ФЗ, а именно услуги, связанные с деятельностью по опеке и попечительству.
Согласно части 4 статьи 35 Гражданского кодекса Российской Федерации недееспособным или не полностью дееспособным гражданам, помещенным под надзор в организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации.
В обязанности опекунов входит, в том числе, защита прав и интересов подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, а также охрана и распоряжение имуществом подопечных.
В этой связи для указанных стационарных учреждений рекомендуется предусмотреть такие услуги, как "Защита прав и интересов подопечных", предполагающие действия по защите личных неимущественных и имущественных прав.
В случае, если учреждение осуществляет в установленном порядке соответствующие полномочия органов опеки и попечительства, это должно быть отражено в реестре государственных или муниципальных услуг. Для таких услуг должны быть разработаны и утверждены регламенты предоставления услуг с учетом требований Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Данные услуги не должны включаться в перечень услуг, предоставляемых учреждениями, регулируемых Федеральным законом N 83-ФЗ.
Показателями качества указанных услуг могут быть:
"Доля недееспособных или не полностью дееспособных, в отношении которых приняты меры по защите недвижимого имущества, принадлежащего им на правах частной собственности";
"Доля совершеннолетних недееспособных и не полностью дееспособных, признанных судом в установленном порядке дееспособными";
"Количество недееспособных или не полностью дееспособных, самовольно ушедших из учреждения";
"Количество недееспособных или не полностью дееспособных, самовольно ушедших из учреждения, более 6 месяцев находящихся в розыске";
"Доля родителей (законных представителей), удовлетворенных качеством предоставляемых услуг".
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875