Таблица 2. Структура ООП бакалавриата
┌────┬──────────────────────────────────┬─────────┬─────────────┬─────────┐
│Код │ Учебные циклы и проектируемые │Трудоем- │ Перечень │Коды │
│ УЦ │ результаты их освоения │кость │дисциплин для│формируе-│
│ООП │ │(зачетные│ разработки │мых ком- │
│ │ │единицы │ примерных │петенций │
│ │ │<*>) │ программ, а │ │
│ │ │ │ также │ │
│ │ │ │ учебников и │ │
│ │ │ │ учебных │ │
│ │ │ │ пособий │ │
├────┼──────────────────────────────────┼─────────┼─────────────┼─────────┤
│Б.1 │Гуманитарный, социальный и│ 35 - 40 │ │ │
│ │экономический цикл │ │ │ │
├────┼──────────────────────────────────┼─────────┼─────────────┼─────────┤
│ │Базовая часть │ 25 - 30 │ │ │
│ │В результате изучения базовой│ │История, │ОК-1 │
│ │части цикла обучающийся должен: │ │Философия, │ОК-2 │
│ │знать: │ │Иностранный │ОК-3 │
│ │- основные разделы и направления│ │язык, │ОК-4 │
│ │философии, приемы и методы│ │Экономика, │ОК-5 │
│ │философского анализа проблем,│ │Правоведение.│ОК-6 │
│ │фундаментальные понятия│ │ │ОК-7 │
│ │философского учения о мире; смысл│ │ │ОК-8 │
│ │взаимоотношения духовного и│ │ │ОК-9 │
│ │телесного, биологического и│ │ │ОК-10 │
│ │социального начал в человеке, его│ │ │ПК-3 │
│ │отношение к природе и обществу; │ │ │ │
│ │- роль науки в развитии│ │ │ │
│ │цивилизации, соотношение науки и│ │ │ │
│ │техники и связанные с ними│ │ │ │
│ │проблемы охраны окружающей среды,│ │ │ │
│ │рационального природопользования│ │ │ │
│ │для сохранения и развития│ │ │ │
│ │цивилизации; │ │ │ │
│ │- основные закономерности и│ │ │ │
│ │многовариантность исторического│ │ │ │
│ │процесса; этапы исторического│ │ │ │
│ │развития России; место и роль│ │ │ │
│ │России в мировой истории и в│ │ │ │
│ │современном мире; основные│ │ │ │
│ │исторические факты, даты, события│ │ │ │
│ │и имена исторических деятелей; │ │ │ │
│ │- лексический минимум в объеме│ │ │ │
│ │4000 учебных лексических единиц│ │ │ │
│ │общего и терминологического│ │ │ │
│ │характера (для иностранного│ │ │ │
│ │языка); │ │ │ │
│ │- необходимость макропропорций и│ │ │ │
│ │их особенностей, ситуации на│ │ │ │
│ │макроэкономическом уровне;│ │ │ │
│ │сущность фискальной и денежно-│ │ │ │
│ │кредитной, социальной и│ │ │ │
│ │инвестиционной политики; │ │ │ │
│ │- институциональные основы│ │ │ │
│ │функционирования экономики на│ │ │ │
│ │микроуровне; особенности рыночного│ │ │ │
│ │распределения ресурсов;│ │ │ │
│ │экономические условия│ │ │ │
│ │функционирования отрасли,│ │ │ │
│ │предприятия; │ │ │ │
│ │- основы российской правовой│ │ │ │
│ │системы и законодательства;│ │ │ │
│ │организации и функционирования│ │ │ │
│ │судебных и иных│ │ │ │
│ │правоприменительных и│ │ │ │
│ │правоохранительных органов,│ │ │ │
│ │правовые и нравственно-этические│ │ │ │
│ │нормы в сфере профессиональной│ │ │ │
│ │деятельности; │ │ │ │
│ │уметь: │ │ │ │
│ │- анализировать и оценивать│ │ │ │
│ │социальную информацию; │ │ │ │
│ │- выражать и обосновывать свою│ │ │ │
│ │позицию по вопросам, касающимся│ │ │ │
│ │ценностного отношения к│ │ │ │
│ │историческому прошлому; │ │ │ │
│ │- вести на иностранном языке│ │ │ │
│ │беседу-диалог общего характера,│ │ │ │
│ │читать литературу по специальности│ │ │ │
│ │без словаря с целью поиска│ │ │ │
│ │информации, переводить тексты со│ │ │ │
│ │словарем; составлять аннотации,│ │ │ │
│ │рефераты и деловые письма на│ │ │ │
│ │иностранном языке; │ │ │ │
│ │- анализировать в общих чертах│ │ │ │
│ │основные экономические события в│ │ │ │
│ │стране и за ее пределами; давать│ │ │ │
│ │оценку практике хозяйствования│ │ │ │
│ │предприятия; │ │ │ │
│ │- уметь реализовывать права и│ │ │ │
│ │свободы человека и гражданина в│ │ │ │
│ │различных сферах│ │ │ │
│ │жизнедеятельности; │ │ │ │
│ │- применять действующее│ │ │ │
│ │законодательство для решения│ │ │ │
│ │конкретных практических задач; │ │ │ │
│ │владеть: │ │ │ │
│ │- навыками аргументированного│ │ │ │
│ │изложения собственной точки зрения│ │ │ │
│ │в устной и письменной форме;│ │ │ │
│ │навыками публичной речи, ведения│ │ │ │
│ │дискуссий и полемики; критического│ │ │ │
│ │восприятия информации; │ │ │ │
│ │- иностранным языком в объеме,│ │ │ │
│ │необходимом для получения│ │ │ │
│ │информации из зарубежных│ │ │ │
│ │источников; │ │ │ │
│ │- основными методами анализа│ │ │ │
│ │состояния рынка, экономики│ │ │ │
│ │отрасли, положения предприятия на│ │ │ │
│ │рынке; │ │ │ │
│ │- навыками использования и│ │ │ │
│ │составления нормативных правовых│ │ │ │
│ │документов, относящихся к будущей│ │ │ │
│ │профессиональной деятельности. │ │ │ │
│ ├──────────────────────────────────┼─────────┼─────────────┼─────────┤
│ │Вариативная часть (знания, умения,│ │ │ │
│ │навыки определяются ООП вуза) │ │ │ │
├────┼──────────────────────────────────┼─────────┼─────────────┼─────────┤
│Б.2 │Естественнонаучный цикл │ 60 - 70 │ │ │
├────┼──────────────────────────────────┼─────────┼─────────────┼─────────┤
│ │Базовая часть │ 50 - 60 │ │ │
│ │В результате изучения базовой│ │Высшая │ОК-7 │
│ │части цикла обучающийся должен:│ │математика, │ОК-8 │
│ │знать: │ │Информатика и│ОК-9 │
│ │- основные понятия и методы│ │информацион- │ОК-10 │
│ │математического анализа,│ │ные │ОК-12 │
│ │аналитической геометрии, линейной│ │технологии, │ПК-1 │
│ │алгебры, теории вероятностей и│ │Физика, │ПК-2 │
│ │математической статистики, способы│ │Химия, │ПК-4 │
│ │построения математических моделей│ │Экология, │ПК-5 │
│ │простейших систем и процессов в│ │Моделирование│ПК-6 │
│ │естествознании и технике; │ │систем и │ │
│ │- фундаментальные физические│ │процессов, │ │
│ │законы, описывающие процессы и│ │Гидрогазоди- │ │
│ │явления в природе; │ │намика. │ │
│ │- физическую сущность явлений,│ │ │ │
│ │процессов и эффектов, лежащих в│ │ │ │
│ │основе устройства и│ │ │ │
│ │функционирования объектов│ │ │ │
│ │авиационной техники; │ │ │ │
│ │- закономерности химических│ │ │ │
│ │процессов и определяющие их│ │ │ │
│ │факторы; │ │ │ │
│ │- структуру персонального│ │ │ │
│ │компьютера, принципы действия│ │ │ │
│ │периферийных устройств, основы│ │ │ │
│ │алгоритмизации инженерных задач,│ │ │ │
│ │основы программирования на│ │ │ │
│ │алгоритмическом языке высокого│ │ │ │
│ │уровня; │ │ │ │
│ │- причины истощения и деградации│ │ │ │
│ │ресурсов Земли и роль│ │ │ │
│ │антропогенных факторов в этом│ │ │ │
│ │процессе; │ │ │ │
│ │- условия существования живого│ │ │ │
│ │вещества в биосфере и методы ее│ │ │ │
│ │защиты; │ │ │ │
│ │уметь: │ │ │ │
│ │- проводить конкретные расчеты,│ │ │ │
│ │используя методы математического│ │ │ │
│ │анализа и других разделов высшей│ │ │ │
│ │математики; │ │ │ │
│ │- использовать методы│ │ │ │
│ │теоретического и│ │ │ │
│ │экспериментального исследования в│ │ │ │
│ │физике; │ │ │ │
│ │- проводить диагностику состояния│ │ │ │
│ │деталей и узлов конструкций│ │ │ │
│ │летательного аппарата, работающих│ │ │ │
│ │в коррозийно-активных средах,│ │ │ │
│ │прогнозировать возможность│ │ │ │
│ │возникновения повреждений,│ │ │ │
│ │обусловленных коррозией и другими│ │ │ │
│ │химическими процессами; │ │ │ │
│ │- практически работать на│ │ │ │
│ │персональном компьютере, используя│ │ │ │
│ │системные и прикладные программные│ │ │ │
│ │средства; │ │ │ │
│ │- составлять алгоритмы решаемых│ │ │ │
│ │прикладных задач и осуществлять их│ │ │ │
│ │реализацию на персональном│ │ │ │
│ │компьютере; │ │ │ │
│ │- оценивать опасные и вредные│ │ │ │
│ │факторы производственной│ │ │ │
│ │деятельности; │ │ │ │
│ │владеть: │ │ │ │
│ │- основными приемами обработки│ │ │ │
│ │экспериментальных данных; │ │ │ │
│ │- математической символикой для│ │ │ │
│ │выражения количественных и│ │ │ │
│ │качественных соотношений объектов;│ │ │ │
│ │- приемами оценивания параметров и│ │ │ │
│ │изделий авиационной техники на│ │ │ │
│ │основе методов физического│ │ │ │
│ │исследования; │ │ │ │
│ │- методами приготовления растворов│ │ │ │
│ │заданной концентрации, измерения│ │ │ │
│ │электропроводности электролитов,│ │ │ │
│ │технологией нанесения│ │ │ │
│ │антикоррозийных покрытий на│ │ │ │
│ │металлические детали; │ │ │ │
│ │- навыками использования знаний,│ │ │ │
│ │полученных при изучении│ │ │ │
│ │общенаучных дисциплин, для решения│ │ │ │
│ │практических природоохранных│ │ │ │
│ │задач. │ │ │ │
├────┼──────────────────────────────────┼─────────┼─────────────┼─────────┤
│ │Вариативная часть (знания, умения,│ │ │ │
│ │навыки определяются ООП вуза) │ │ │ │
├────┼──────────────────────────────────┼─────────┼─────────────┼─────────┤
│Б.3 │Профессиональный цикл │120 - 130│ │ │
├────┼──────────────────────────────────┼─────────┼─────────────┼─────────┤
│ │Базовая │ 30 - 35 │ │ОК-4 │
│ │(общепрофессиональная) часть │ │Инженерная и │ОК-5 │
│ │В результате изучения базовой│ │компьютерная │ОК-6 │
│ │части цикла обучающийся должен: │ │графика, │ОК-7 │
│ │знать: │ │Безопасность │ОК-8 │
│ │- основы начертательной геометрии,│ │жизнедеятель-│ОК-9 │
│ │стандарты и правила построения│ │ности, │ОК-10 │
│ │графических изображений; │ │Метрология, │ПК-1 │
│ │- авиационные конструкционные│ │Стандартиза- │ПК-2 │
│ │материалы и физическую сущность│ │ция и │ПК-3 │
│ │процессов изменения их свойств; │ │сертификация,│ПК-4 │
│ │- нормативно-правовые, │ │Основы теории│ПК-5 │
│ │организационно-технические основы│ │надежности, │ПК-6 │
│ │безопасности жизнедеятельности,│ │Техническая │ПК-7 │
│ │принципы нормирования факторов│ │диагностика, │ПК-8 │
│ │среды обитания людей, методы и│ │Основы теории│ПК-9 │
│ │средства снижения воздействия│ │технической │ПК-10 │
│ │опасных и вредных факторов при│ │эксплуатации │ПК-11 │
│ │эксплуатации авиационной техники,│ │ЛА, │ПК-12 │
│ │способы и средства защиты│ │Теоретическая│ПК-13 │
│ │населения при чрезвычайных│ │механика, │ПК-14 │
│ │ситуациях мирного и военного│ │Аэродинамика │ПК-15 │
│ │времени; │ │(прикладная),│ПК-16 │
│ │- основные понятия и модели│ │Динамика │ПК-17 │
│ │механики, аэродинамики, динамики│ │полета. │ПК-18 │
│ │полета и баллистики; │ │ │ПК-19 │
│ │- основы конструкции и прочности│ │ │ПК-21 │
│ │летательного аппарата и силовых│ │ │ПК-22 │
│ │установок, основы конструкции и│ │ │ПК-23 │
│ │принципы работы шасси; устройства│ │ │ПК-24 │
│ │систем управления, топливной│ │ │ │
│ │гидравлической и высотной систем,│ │ │ │
│ │электрического, приборного и│ │ │ │
│ │радиоэлектронного оборудования,│ │ │ │
│ │пилотажно-навигационных систем│ │ │ │
│ │летательного аппарата; │ │ │ │
│ │- основы конструкции и принципы│ │ │ │
│ │работы элементов авиационной│ │ │ │
│ │автоматики, их основные│ │ │ │
│ │характеристики; методы оценки│ │ │ │
│ │устойчивости и точности│ │ │ │
│ │автоматического управления; │ │ │ │
│ │- основные требования воздушного│ │ │ │
│ │законодательства Российской│ │ │ │
│ │Федерации и нормативные документы│ │ │ │
│ │в области безопасности полетов;│ │ │ │
│ │обеспечение, контроль и управление│ │ │ │
│ │безопасностью полетов на воздушном│ │ │ │
│ │транспорте; │ │ │ │
│ │- международную систему единиц│ │ │ │
│ │физических величин; физические│ │ │ │
│ │основы и методы измерений, методы│ │ │ │
│ │оценки погрешностей измерения,│ │ │ │
│ │методы контроля и управления│ │ │ │
│ │качеством, систему стандартизации│ │ │ │
│ │и сертификации на воздушном│ │ │ │
│ │транспорте; │ │ │ │
│ │- количественные характеристики│ │ │ │
│ │надежности невосстанавливаемых и│ │ │ │
│ │восстанавливаемых изделий; законы│ │ │ │
│ │распределения, методы│ │ │ │
│ │статистической оценки надежности│ │ │ │
│ │изделий в эксплуатации; методику│ │ │ │
│ │построения моделей и расчета│ │ │ │
│ │надежности, способы повышения│ │ │ │
│ │надежности изделий; методы и│ │ │ │
│ │средства неразрушающего контроля│ │ │ │
│ │изделий авиационной техники;│ │ │ │
│ │методы построения диагностических│ │ │ │
│ │моделей изделий авиационной│ │ │ │
│ │техники; методы оценки│ │ │ │
│ │работоспособности, поиска отказов│ │ │ │
│ │и прогнозирования технического│ │ │ │
│ │состояния изделий авиационной│ │ │ │
│ │техники; │ │ │ │
│ │- основы государственного│ │ │ │
│ │регулирования и управления в сфере│ │ │ │
│ │технической эксплуатации│ │ │ │
│ │летательного аппарата; свойства│ │ │ │
│ │летательного аппарата как объекта│ │ │ │
│ │технической эксплуатации;│ │ │ │
│ │содержание системы и программы│ │ │ │
│ │технического обслуживания и│ │ │ │
│ │ремонта летательного аппарата;│ │ │ │
│ │технологические основы│ │ │ │
│ │технического обслуживания и│ │ │ │
│ │ремонта; │ │ │ │
│ │- основы организации эксплуатации│ │ │ │
│ │летательного аппарата, принципы│ │ │ │
│ │управления процессами и│ │ │ │
│ │эффективностью технической│ │ │ │
│ │эксплуатации; инженерные основы│ │ │ │
│ │летно-технической эксплуатации│ │ │ │
│ │летательного аппарата; │ │ │ │
│ │уметь: │ │ │ │
│ │- применять методы начертательной│ │ │ │
│ │геометрии к решению задач│ │ │ │
│ │инженерной графики, читать и│ │ │ │
│ │выполнять чертежи; │ │ │ │
│ │- оценивать свойства авиационных│ │ │ │
│ │материалов; │ │ │ │
│ │- оценивать принципы построения и│ │ │ │
│ │качество работы механических│ │ │ │
│ │устройств и систем; │ │ │ │
│ │- оценивать уровень воздействия│ │ │ │
│ │вредных производственных факторов,│ │ │ │
│ │производить экологическую оценку│ │ │ │
│ │технических проектов и решений; │ │ │ │
│ │- оценивать принципы построения и│ │ │ │
│ │качество работы устройств│ │ │ │
│ │автоматики и автоматического│ │ │ │
│ │управления; │ │ │ │
│ │- количественно оценивать и│ │ │ │
│ │анализировать уровень безопасности│ │ │ │
│ │полетов, выполнять мероприятия по│ │ │ │
│ │обеспечению безопасности полетов; │ │ │ │
│ │- рассчитывать погрешности│ │ │ │
│ │измерений, определять и│ │ │ │
│ │использовать количественные оценки│ │ │ │
│ │качества; формировать перечень│ │ │ │
│ │документации, необходимой для│ │ │ │
│ │сертификации объектов технической│ │ │ │
│ │эксплуатации; │ │ │ │
│ │- выполнять расчет характеристик│ │ │ │
│ │надежности, определять точность и│ │ │ │
│ │достоверность статистических│ │ │ │
│ │оценок надежности, выбирать│ │ │ │
│ │диагностические параметры и│ │ │ │
│ │строить диагностические модели│ │ │ │
│ │технического состояния изделий│ │ │ │
│ │авиационной техники, формировать│ │ │ │
│ │алгоритмы и режимы│ │ │ │
│ │диагностирования; │ │ │ │
│ │- оценивать основные│ │ │ │
│ │эксплуатационно-технические │ │ │ │
│ │свойства летательного аппарата;│ │ │ │
│ │обосновывать требования и│ │ │ │
│ │мероприятия по совершенствованию│ │ │ │
│ │программ технической эксплуатации│ │ │ │
│ │и повышению эффективности│ │ │ │
│ │использования летательного│ │ │ │
│ │аппарата; вести работу с│ │ │ │
│ │эксплуатационно-технической │ │ │ │
│ │документацией; │ │ │ │
│ │владеть: │ │ │ │
│ │- методами чтения и выполнения│ │ │ │
│ │чертежей и электрических схем│ │ │ │
│ │изделий, методами компьютерной│ │ │ │
│ │графики; │ │ │ │
│ │- методами исследования свойств│ │ │ │
│ │конструкционных материалов в│ │ │ │
│ │процессе эксплуатации летательного│ │ │ │
│ │аппарата; │ │ │ │
│ │- методиками оценки радиационной и│ │ │ │
│ │химической обстановки,│ │ │ │
│ │технологиями защиты персонала в│ │ │ │
│ │чрезвычайных ситуациях; │ │ │ │
│ │- методами оценки влияния на│ │ │ │
│ │безопасность полетов последствий│ │ │ │
│ │отказов авиационной техники,│ │ │ │
│ │ошибок авиационного персонала,│ │ │ │
│ │воздействий неблагоприятных│ │ │ │
│ │условий; │ │ │ │
│ │- методами расчета погрешностей│ │ │ │
│ │измерений, методами контроля│ │ │ │
│ │качества, принципами сертификации│ │ │ │
│ │объектов воздушного транспорта; │ │ │ │
│ │- способами сбора и обработки│ │ │ │
│ │информации по надежности изделий│ │ │ │
│ │авиационной техники, методиками│ │ │ │
│ │расчета и статистической оценки│ │ │ │
│ │характеристик надежности, методами│ │ │ │
│ │построения диагностических моделей│ │ │ │
│ │и тестов; │ │ │ │
│ │- методами организации и│ │ │ │
│ │управления процессами технической│ │ │ │
│ │эксплуатации летательного│ │ │ │
│ │аппарата; методами управления│ │ │ │
│ │техническим состоянием авиационной│ │ │ │
│ │техники; методами работы с│ │ │ │
│ │эксплуатационно-технической │ │ │ │
│ │документацией, методами анализа│ │ │ │
│ │эффективности процессов│ │ │ │
│ │эксплуатации, обоснования технико-│ │ │ │
│ │экономических требований к новым│ │ │ │
│ │типам летательного аппарата. │ │ │ │
│ ├──────────────────────────────────┼─────────┼─────────────┼─────────┤
│ │Вариативная часть (знания,│ │ │ │
│ │умения, навыки определяются ООП│ │ │ │
│ │вуза). │ │ │ │
├────┼──────────────────────────────────┼─────────┼─────────────┼─────────┤
│Б.4 │Физическая культура │ 2 │ │ОК-11 │
├────┼──────────────────────────────────┼─────────┼─────────────┼─────────┤
│Б.5 │Учебная и производственная │ 25 - 30 │ │ПК-14 │
│ │практики │ │ │ПК-15 │
│ │практические умения и навыки │ │ │ПК-16 │
│ │определяются ООП вуза │ │ │ПК-20 │
├────┼──────────────────────────────────┼─────────┼─────────────┼─────────┤
│Б.6 │Итоговая государственная │ 12 │ │ОК-8 │
│ │аттестация │ │ │ОК-10 │
│ │ │ │ │ОК-12 │
│ │ │ │ │ПК-4 │
│ │ │ │ │ПК-17 │
│ │ │ │ │ПК-18 │
│ │ │ │ │ПК-23 │
│ │ │ │ │ПК-24 │
├────┼──────────────────────────────────┼─────────┼─────────────┼─────────┤
│ │Общая трудоемкость основной │ 270 │ │ │
│ │образовательной программы │ │ │ │
└────┴──────────────────────────────────┴─────────┴─────────────┴─────────┘
--------------------------------
<*> Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875