5.1. Градостроительная деятельность в части разработки градостроительной документации осуществляется с целью обеспечения планирования дальнейшего поступательного развития территории, ее рационального использования, привлечения инвестиций, обеспечения потребностей населения.
5.2. При подготовке градостроительной документации необходимо руководствоваться положениями законодательства в области регулирования градостроительной деятельности, нормативно-техническими документами в области градостроительства, федеральными, региональными и местными нормативами градостроительного проектирования, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
5.3. Генеральные планы городских и сельских поселений, генеральные планы городских округов (далее - генеральные планы) являются документами территориального планирования муниципальных образований и являются обязательными для органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, внутригородских муниципальных образований городов Москвы и Санкт-Петербурга при принятии ими решений и реализации таких решений.
5.4. Подготовка документов территориального планирования осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также с учетом результатов публичных слушаний по проекту генерального плана и с учетом предложений заинтересованных лиц.
5.5. Проекты генеральных планов целесообразно разрабатывать с учетом программ в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований, долгосрочных целевых программ (подпрограмм), реализуемых за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета (при их наличии). Примерная форма задания на проектирование (градостроительного задания) приведена в Приложении N 1 к настоящим Рекомендациям.
Органы местного самоуправления, органы государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга могут поручить подготовку задания на проектирование (градостроительного задания) соответствующим структурным подразделениям, органам исполнительной власти, уполномоченным в области градостроительной деятельности (органам архитектуры и градостроительства).
5.6. В задании на проектирование (градостроительном задании) целесообразно четко формулировать поставленные цели и задачи такой документации, требования к составу и содержанию проектов генеральных планов.
5.7. В задании на проектирование (градостроительном задании) могут быть установлены этапы согласования всех проектных решений с заказчиком, в частности этап предварительного согласования основных проектных решений.
5.8. В задание на проектирование (градостроительное задание) целесообразно включать требование по соблюдению нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления.
5.9. Задание на проектирование (градостроительное задание) при необходимости может включать в себя проведение предпроектных научно-исследовательских работ и инженерных изысканий.
5.10. Изменение заказчиком задания на проектирование влечет за собой соответствующее внесение изменений в договорные отношения с исполнителем.
5.11. В задание на проектирование (градостроительное задание) целесообразно включать требования к форматам и составу графических материалов, передаваемых заказчику в электронном виде.
5.12. В соответствии с заданием на проектирование (градостроительным заданием) и в сроки, установленные соответствующим контрактом (договором), заказчику рекомендуется обеспечивать подготовку необходимой исходной информации для разработки проекта генерального плана.
Заказчик может заказать сбор исходной информации исполнителю разработки проекта генерального плана, обеспечив содействие исполнителю со своей стороны в сборе исходной информации. Условия подготовки исходной информации и финансирование этих работ излагаются в соответствующем контракте (договоре).
5.13. Содержание и объем необходимой исходной информации определяются заказчиком проекта генерального плана. Заказчик может поручить определение объема и состава исходной документации соответствующим структурным подразделениям, органам исполнительной власти, уполномоченным в области градостроительной деятельности (органам архитектуры и градостроительства).
5.14. Исходная информация для подготовки проекта генерального плана включает:
- нормативные правовые акты органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам регулирования градостроительной деятельности, землепользования, охраны природных ресурсов, памятников истории и культуры и другую информацию, необходимую для разработки градостроительной документации;
- картографическую информацию, включая топографические карты различных требуемых масштабов, ортофотопланы, аэро- и космические снимки, в том числе цифровую картографическую информацию, представленную с необходимой точностью и имеющую достаточное для подготовки градостроительной документации содержание;
- иную информацию, требование о предоставлении которой содержится в задании на проектирование, в том числе необходимую для разработки разделов, указанных в пункте 9.18 Рекомендаций.
5.15. Состав и содержание исходной информации определяются в соответствии с требованиями, предъявляемыми к генеральным планам поселений и городских округов.
5.16. Источниками получения исходной информации для подготовки проектов могут являться:
информационная система обеспечения градостроительной деятельности;
автоматизированная информационная система государственного кадастра недвижимости;
иные информационные государственные и муниципальные цифровые информационные ресурсы, предоставляемые уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, иными организациями и физическими лицами;
аналитические и статистические доклады, обзоры и отчеты;
фонды картографической и геодезической информации;
материалы инвентаризации земель и недвижимого имущества;
материалы инженерно-геологических и инженерно-геодезических изысканий и исследований;
программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования, долгосрочных целевых программ (подпрограмм), реализуемых за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета (при их наличии).
5.17. Получение исходной информации может быть обеспечено заказчиком путем заключения соответствующих соглашений и (или) направления запросов для получения необходимых сведений. Состав и содержание исходной информации, а также источники их получения устанавливаются в задании на проектирование.
5.18. Полученная исходная информация может классифицироваться по:
5.19. Исходная информация может иметь следующий статус:
утвержденные нормативные правовые акты;
5.20. Актуальность информации может устанавливаться в соответствии:
со временем создания информации;
5.21. Достоверность исходной информации может определяться путем выявления сведений, предполагающих возможное изменение имеющейся информации или выявленными противоречиями в различных материалах.
5.22. Предоставление информации может осуществляться в установленном законодательством порядке, в том числе:
в рамках исполнения утвержденных административных регламентов органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;
в рамках соглашений, заключенных соответствующим органом местного самоуправления и организацией - источником информации;
5.23. Возможность и пути получения исходной информации могут устанавливаться до составления задания на проектирование (градостроительного задания) и отражаться в нем.
5.24. Исходная информация в цифровом виде может включать:
иную информацию (отчеты, статьи, письма и пр.).
5.25. Картографическая информация может включать:
слои картографической основы, представленные в векторном виде;
картографическую основу, представленную в растровом виде;
базовые пространственные данные;
аэро- и космические снимки, представленные в растровом виде.
5.26. Используемые цифровые топографические карты и цифровые планы территорий муниципальных образований должны отвечать требованиям государственных стандартов, соответствующих нормативов, нормативным правовым актам Российской Федерации, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в соответствующей сфере.
5.27. При использовании для подготовки цифровых карт утверждаемых частей градостроительной документации, предназначенных для публичного распространения, исходных материалов, имеющих гриф секретности, следует руководствоваться требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации в области охраны государственной тайны и нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.
5.28. Формат и структура имеющихся у заказчика цифровых данных может согласовываться между заказчиком и исполнителем и указываться в задании на проектирование.
5.29. При отсутствии цифровой картографической основы для подготовки градостроительной документации ее создание может осуществляться до начала работ по подготовке градостроительной документации на основе соответствующих соглашений заказчика с исполнителем разработки проекта генерального плана или любой другой организацией, имеющей лицензию на выполнение (топографо-геодезических) картографических работ.
5.30. Решения органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о подготовке проектов или о внесении в них изменений подлежат опубликованию в соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
5.31. Проект генерального плана содержит текстовые и графические материалы с определением обязательных (утверждаемых) положений и материалов по их обоснованию, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации и заданием на проектирование.
5.32. Подготовка проектов генеральных планов осуществляется на основании результатов инженерных изысканий (инженерно-геодезических, инженерно-геологических, инженерно-гидрометеорологических, инженерно-экологических и иных инженерных изысканий), состав которых определяется в зависимости от предъявляемых заказчиком требований к проекту генерального плана и особенностей территории.
5.33. Проекты генеральных планов, в том числе материалы по их обоснованию, подлежат опубликованию в порядке, установленном действующим законодательством.
5.34. Проекты генеральных планов могут быть направлены по инициативе органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на государственную экспертизу. Направление проектов генеральных планов на государственную экспертизу или получение отрицательного заключения государственной экспертизы проекта не является препятствием для их утверждения.
5.35. Проекты генеральных планов, проекты внесения в них изменений подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях с участием населения муниципального образования. Проекты генеральных планов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, проекты внесения в них изменений подлежат рассмотрению на публичных слушаниях в каждом внутригородском муниципальном образовании.
Внесение в генеральный план изменений, предусматривающих изменение границ населенных пунктов в целях жилищного строительства или определения зон рекреационного назначения, осуществляется без проведения публичных слушаний.
5.36. По договоренности между заказчиком и исполнителем проекта генерального плана в соответствующем контракте (договоре) на выполнение работ по разработке проекта генерального плана за отдельную плату может быть предусмотрено участие исполнителя в организации и проведении публичных слушаний путем:
подготовки в согласованном виде и формате текстовых и графических материалов проектов генеральных планов, необходимых демонстрационных материалов для представления участникам публичных слушаний, организации выставок и экспозиций;
оказания содействия заказчику в подготовке календарного плана мероприятий в рамках публичных слушаний, протоколов публичных слушаний и заключения о результатах публичных слушаний;
подготовки, организации и проведения циклов тематических радио- и телепередач, раскрывающих цели и задачи проекта, виды и содержание проектных решений по градостроительному развитию территорий;
подготовки статей по вопросам и проектным решениям, выносимым на публичное обсуждение, для их последующего опубликования в средствах массовой информации;
непосредственного участия специалистов исполнителя в собраниях и встречах с общественностью, средствами массовой информации, проводимых в процессе публичных слушаний.
5.37. Генеральные планы учитываются в соответствующих ИСОГД. Требования к формированию градостроительной документации в качестве ресурса ИСОГД устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и могут уточняться в задании на подготовку градостроительной документации.
5.38. Положения проектов генеральных планов, утвержденных в установленном порядке соответствующими нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, являются обязательными для соблюдения всеми субъектами градостроительных отношений.
5.39. Утвержденные проекты генеральных планов передаются заказчиком соответствующим структурным подразделениям муниципальных образований, органам исполнительной власти, уполномоченным в области градостроительной деятельности субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (органам архитектуры и градостроительства), для регистрации, хранения, использования в работе, а также для осуществления контроля за их реализацией на основе условий соответствующих контрактов (договоров) на их разработку.
5.40. В случае если в городском округе, городском или сельском поселении имеется утвержденный до 1 января 2005 года генеральный план в границах муниципального образования, соответствующий нормам действующего законодательства Российской Федерации в области регулирования градостроительной деятельности, правила землепользования и застройки целесообразно разрабатывать одновременно с проектами планировки с установлением точных границ территориальных зон и конкретных градостроительных регламентов их использования.
5.41. В случае если в городском округе, городском или сельском поселении имеется утвержденный до 1 января 2005 года генеральный план населенного пункта, и в нем не учтены вновь утвержденные границы муниципального образования, либо состав генерального плана населенного пункта не соответствует современному градостроительному законодательству Российской Федерации или генеральный план населенного пункта является документом ограниченного пользования и не соответствует современным требованиям по оформлению и содержанию, целесообразно в первую очередь организовать работы по внесению изменений в генеральный план городского округа, поселения, с целью определения стратегии его градостроительного развития, а затем разрабатывать правила землепользования и застройки в соответствии с очередностью освоения (развития) территорий, установленной генеральным планом.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875