Федеральное медико-биологическое агентство сообщает, что в соответствии с Договором о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 6 октября 2007 года (ратифицирован Федеральным законом N 187-ФЗ от 27.10.2008) сформирован таможенный союз, в состав которого вошли Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация.
В рамках указанного договора было подписано Соглашение таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009 (решение N 28) с изменениями от 21.05.2010 (решение N 39), которое вступило в силу 1 июля 2010 года.
Решением Комиссии таможенного союза от 28 мая 2010 года N 299 утверждены:
Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза (далее - Единый перечень);
Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) (далее - Единые требования);
Положение о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу таможенного союза, подконтрольными товарами, перемещаемыми через таможенную границу таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза.
Указанные документы размещены на сайте таможенного союза по адресу: www.tsouz.ru (раздел "Документы", подраздел "международные договоры").
В соответствии со вторым абзацем статьи 1 Соглашения таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009 (решение N 28) и Протоколом от 21.05.2010 "О внесении изменений в Соглашение таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009" (решение N 39): "документ, подтверждающий безопасность продукции (товаров)" - документ (свидетельство о государственной регистрации), удостоверяющий соответствие продукции (товаров), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), требованиям безопасности для здоровья человека и выдаваемый уполномоченными органами".
Учитывая установленную в Соглашении правовую норму о единой форме документа, подтверждающего безопасность продукции, принятую в рамках международного договора, который по своему статусу выше, чем нормативно-правовые акты государств - участников таможенного союза (законы, технические регламенты, постановления Правительств, указы Президентов и другие), с 1 июля 2010 года прекращается выдача санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии продукции государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. В то же время на территории Российской Федерации продолжают действовать санитарные правила в части, не противоречащей Единым требованиям. Для приведения их в соответствие с Едиными требованиями в настоящее время Роспотребнадзором в ряд из них внесены необходимые изменения и дополнения и направлены на государственную регистрацию в Минюст России (приложение 1).
Согласно абзацу 3 статьи 2 Соглашения таможенного союза по санитарным мерам "Единые санитарные требования действуют до принятия технических регламентов ЕврАзЭС на данный вид подконтрольных товаров".
Свидетельства о государственной регистрации оформляются по единой форме, действительны на всей территории таможенного союза и выдаются в Российской Федерации согласно разъяснению Роспотребнадзора (письмо от 29.06.2010 N 01/9645-0-32, от 02.07.2010 N 01/9848-0-32, от 05.07.2010 N 01/9950-0-23) Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Москва, Вадковский пер., д. 18, стр. 5) и ее территориальными органами.
Перечень продукции, подлежащей государственной регистрации с 1 июля 2010 года, приводится в разделе II "Перечня товаров, подлежащих государственной регистрации" Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза, и включает в себя группы продукции, указанные в приложении 2 к настоящему письму.
Перечень продукции, подлежащей государственной регистрации с 6 июля 2010 года территориальными органами Роспотребнадзора, указан в приложении 3 к настоящему письму (письмо Роспотребнадзора от 05.07.2010 N 01/9950-0-23).
Санитарно-эпидемиологические заключения и свидетельства о государственной регистрации, выданные до 1 июля 2010 года, будут действовать на территории Российской Федерации до 1 января 2012 года. Действие таких санитарно-эпидемиологических заключений не будет распространяться на территорию других государств - участников таможенного союза.
В соответствии с письмом Роспотребнадзора от 29.06.2010 N 01/9645-0-32 в случае соответствия продукции (подконтрольных товаров), включенной в раздел II Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза, требованиям законодательства Российской Федерации, действовавшим по состоянию на 30 июня 2010 года, и расхождения с Едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), Роспотребнадзором и его территориальными органами могут выдаваться свидетельства о государственной регистрации, которые будут действовать исключительно на территории Российской Федерации не позднее 1 января 2012 года.
На продукцию, которая ранее подлежала санитарно-эпидемиологической экспертизе с выдачей санитарно-эпидемиологических заключений, но теперь не включена в перечень продукции, подлежащей государственной регистрации на территории таможенного союза, будут оформляться документы, подтверждающие соответствие: преимущественно декларации о соответствии, оформляемые с привлечением третьей стороны. Разъяснения по вопросам, связанным с подтверждением соответствия такой продукции, даются Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.
Дополнительно в письме от 05.07.2010 N 01/9950-0-23 Роспотребнадзором установлено, что до 1 января 2011 года на подконтрольные товары, включенные в раздел II Единого перечня товаров, обращение которых будет осуществляться исключительно на территории одной из Сторон, могут выдаваться документы, подтверждающие безопасность продукции (товаров) в соответствии с требованиями законодательства Стороны, на территории которой будут обращаться указанные подконтрольные товары.
Документ, подтверждающий безопасность продукции (товаров), выданный согласно законодательству Стороны, действует исключительно на территории Стороны, выдавшей данный документ, до 1 января 2012 года.
С учетом изложенного и разъяснений Роспотребнадзора о практике применения документов Таможенного союза территориальные органы ФМБА имеют полномочия по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам продукции, включенной в раздел II Единого перечня товаров, которая будет обращаться на территории Российской Федерации, а также видов деятельности и проектной документации.
Независимо от присвоения кода ТН ВЭД в соответствии с Перечнем товаров, подлежащих государственной регистрации, не будет требоваться представление свидетельства о государственной регистрации на следующую продукцию (раздел III Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза), указанную в приложении 4 к настоящему письму.
В соответствии с письмом Роспотребнадзора от 02.07.2010 N 01/9848-0-32 с целью обеспечения требований радиационной безопасности при перевозке металлолома, а также в связи с принятыми Комиссией таможенного союза решениями на металлолом свидетельства о государственной регистрации, санитарно-эпидемиологические заключения не выдаются. Документом, подтверждающим соответствие партии металлолома требованиям радиационной безопасности временно, до принятия окончательного решения, является протокол инструментальных исследований по установленной форме (приложение 5), выданный аккредитованной лабораторией в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2009 N 984 "О перечне платных услуг, оказываемых организациями в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг".
Уполномоченные органы Сторон, в том числе территориальные органы ФМБА, имеют право при обращении подконтрольных товаров производить на подконтрольной им территории отбор проб для проведения лабораторных исследований (испытаний) в следующих случаях:
по эпидемиологическим показаниям;
при поступлении информации от государственных органов и общественных организаций о нарушениях законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обоснованных жалоб от населения на качество и безопасность подконтрольных товаров;
при проведении санитарно-эпидемиологического обследования объекта в ходе осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля).
Действие документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров), приостанавливается или прекращается в следующих случаях:
установление факта несоответствия подконтрольных товаров Единым санитарным требованиям, достоверно не связанного с нарушениями условий транспортирования, хранения и реализации подконтрольного товара;
принятие Сторонами изменения, показателей безопасности подконтрольных товаров, основанных на результатах развития современного уровня научных знаний;
поступление информации от уполномоченных органов Сторон, осуществляющих и (или) координирующих работы по техническому регулированию, санитарным, ветеринарным и фитосанитарным мерам, от международных организаций или от государств, не являющихся участниками таможенного союза, о том, что подконтрольные товары представляют опасность для жизни и здоровья человека.
В случае установления несоответствия подконтрольных товаров Единым санитарным требованиям, кроме случаев, указанных в абзаце 2 пункта 31 Положения о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу таможенного союза, подконтрольными товарами, перемещаемыми через таможенную границу таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза, руководители (их заместители) территориальных подразделений уполномоченных органов Сторон принимают меры, предусмотренные законодательством Сторон, а также:
выносят постановление о запрещении реализации подконтрольных товаров, не соответствующих Единым санитарным требованиям;
направляют информацию о факте несоответствия подконтрольного товара Единым санитарным требованиям в адрес руководителя (его заместителя) уполномоченного органа своей Стороны.
Должностные лица, осуществляющие санитарно-карантинный контроль, организуют проведение санитарно-эпидемиологической и гигиенической оценки подконтрольных товаров в следующих случаях:
нарушение условий транспортировки, целостности контейнеров, лихтеров и т.п.;
прибытие товаров из стран, неблагополучных в эпидемиологическом отношении, и (или) из зараженных в результате радиоактивных, химических и биологических аварий районов (при выявлении превышения допустимых значений мощности дозы излучения и поверхностного загрязнения радионуклидами при перевозке радиоактивных материалов; опасных грузов в поврежденной упаковке с признаками утечки содержимого), и (или) с признаками присутствия грызунов и насекомых;
поступление информации о несоответствии подконтрольных товаров Единым санитарным требованиям;
наличие информации о несоответствии подконтрольных товаров заявленным в транспортных (перевозочных) и (или) коммерческих документах и ввоза на таможенную территорию таможенного союза данного подконтрольного товара.
Санитарно-карантинный контроль подконтрольных товаров на таможенной границе таможенного союза включает:
контроль документов, подтверждающих безопасность продукции (товаров), и их соответствие транспортным (перевозочным) и (или) коммерческим документам; товары, включенные в разделы II, III Единого перечня товаров;
участие (по обращению таможенных органов) в проверке транспортных (перевозочных) и/или коммерческих документов, осмотр, организация отбора (отбор) проб для оценки подконтрольных товаров, включенных в Единый перечень товаров (Раздел I, содержащий общий перечень товаров, подлежащих государственному санитарно-эпидемиологическому надзору).
По итогам санитарно-карантинного контроля специалисты СКП проставляют штамп "Ввоз разрешен" или "Ввоз запрещен" с указанием наименования уполномоченного органа, даты и подписи в одном из транспортных (перевозочных) и/или коммерческих документов, а также делают отметку личной номерной печатью.
При осуществлении санитарно-эпидемиологических экспертиз, исследований, обследований, исследований, испытаний токсикологических, гигиенических и других видов оценок в целях государственной регистрации продукции (подконтрольных товаров), ввозимых на территорию таможенного союза или изготавливаемых на территории таможенного союза в отношении установленных видов продукции, следует руководствоваться Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2009 г. N 984 "О перечне платных услуг, оказываемых организациями в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг".
Методика расчета платы за санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания, токсикологические, гигиенические и другие виды оценок, осуществляемые в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг, утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 12 мая 2010 г. N 351н.
На основании изложенного предлагаю:
принять к руководству и исполнению документы Комиссии таможенного союза, организовать их изучение специалистами управлений и центров гигиены и эпидемиологии;
довести указанную в письме информацию до сведения заинтересованных граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц;
давать разъяснения заинтересованным лицам о принятых документах и порядке их исполнения, для чего выделить специальные телефоны, специалистов, определить порядок их работы, разместить соответствующую информацию на сайтах управлений и центров гигиены и эпидемиологии, в СМИ;
при наличии на обслуживаемой территории пунктов таможенного оформления грузов установить взаимодействие с таможенными органами, обеспечить необходимую координацию по всем вопросам, связанным с осуществлением деятельности на таможенной территории Таможенного союза;
информировать ФМБА России о всех нарушениях исполнения документов Комиссии таможенного союза.
О проделанной работе сообщите до 16.08.2010.
В.В.РОМАНОВ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875