Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Приложение 20. Пример заполнения паспорта оползня

Приложение 20

ПРИМЕР ЗАПОЛНЕНИЯ ПАСПОРТА ОПОЛЗНЯ

МИНИСТЕРСТВО ЧЕРНОЙ МЕТАЛЛУРГИИ СССР

трест "ОГНЕУПОРНЕРУД"

Часов-Ярский комбинат огнеупорных изделий, рудник "Южный"

УТВЕРЖДАЮ:

ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР

ДИКУН Л.А.

11 января 1968 г.

ПАСПОРТ ДЕФОРМАЦИИ N 2

1. Объект деформации: рабочий борт вскрышных пород западного участка

между скв. N 603, 709.

2. Вид деформации: оползень.

3. Дата: начало 13.XII.67 г.; окончание - деформация борта продолжается.

4. Размеры оползня: а) длина по фронту - 330 м;

б) глубина ср. 35 м, макс. 44 м;

в) величина смещений ср. 7 м, макс. 10 м;

г) объем 400 тыс. м3.

5. Параметры деформированного откоса:

проектные фактические

высота 37 м до деформации 33,5 м

угол наклона 30° 25 - 30°.

6. Время стояния откоса до оползня: май - декабрь 1967 года.

7. Скорость движения деформированных масс: с 22 по 27.XII - 0,9 м/сут.,

с 27 по 29.XII.67 г. - 1,75 м/сутки, с 29.XII по 8.I. г. - 0,2 м/сут.

8. Наблюдения, проводимые на участке: на оползне заложены реперы

N 92 а, 103 а, производилось тригонометрическое нивелирование, сделана

тахеометрическая съемка и составлен план, М 1:1000.

Результаты наблюдений за сдвижением реперов

N 92 а, 103 а

Дата наблюдения

Репер

Горизонтальное смещение, м

Вертикальное смещение, м

22.XII.67

92 а

0

0

27.XII.67

"

+ 4,5

- 0,23

29.XII.67

"

+ 8,0

- 0,23

8.I.68

"

+ 10,0

- 0,03

11.XII.67

103 а

0

0

13.XII.67

"

0

0

29.XII.67

"

+ 6,0

- 5,87

9. Ранее имевшиеся нарушения устойчивости на этом участке, горизонте:

на 70 м на юго-запад от описываемого нарушения устойчивости 9 сентября 1967

г. произошел оползень трех вскрышных уступов объемом 280 тыс. м3

(деформация N 1); оползень продолжается; причины возникновения и характер

развития деформации те же, что и деформации N 2 (см. п. 13).

10. Ущерб, причиненный оползнем: а) перестройка высоковольтной и

осветительной линий электропередач, длиной 400 м;

б) дополнительные внеплановые работы 1968 года по уборке оползня

объемом 300 тыс. м3 производятся экскаватором ЭКГ-4 на автотранспорт вместо

экскаватора ЭРГ-350/1000 на конвейерный транспорт;

в) при деформации 2-го уступа рабочего борта карьера средняя часть

вскрышного ленточного конвейера была сдвинута относительно своего рабочего

положения на величину до 8 м;

г) в результате продолжающегося смещения оползающих масс происходит

завалка вскрытых запасов огнеупорных глин, что ставит под угрозу срыва

выполнение плана добычи (из вскрытых в районе оползня 100 тыс. т запасов

огнеупорных глин на 8 января 1968 г. завалено 35 тыс. т).

11. Горнотехнические условия отработки участка: вскрышные работы

осуществляются по транспортной системе разработки с размещением пород на

внешнем отвале. 1-й уступ высотой 17 м, 2-й уступ 8 - 11 м разрабатываются

экскаватором ЭРГ-350/1000 с транспортировкой пород ленточными конвейерами

во внешний отвал; углы откосов уступов составляли до деформации 45 - 50°

(по проекту 65°); результирующий угол наклона борта карьера составлял 25 -

30° (по проекту 30°); ширина бермы для конвейера составляла 18 - 20 м (по

проекту 14 м); довскрыша верхнего пласта и выемка прослоев производится

экскаватором ЭШ-4/40 с подвалкой к конвейеру или переэкскавацией в

выработанное пространство.

12. Краткая инженерно-геологическая характеристика участка

Оползневой участок имеет следующее геолого-литологическое строение

(сверху вниз):

а) растительный слой - 0,60 м;

б) суглинки слабые со столбчатой отдельностью (лессовидные), с большим

количеством известковых включений по трещинам ("дутики") - 9 - 11 м;

в) суглинки плотные, тяжелые (красно-бурые глины), вязкие, влажные - 12

- 13 м;

г) глина огнеупорная переотложенная (некондиционная), залегающая

отдельными линзами в центральной и юго-восточной частях карьерного поля - 1

- 2 м;

д) пески кварцевые мелкозернистые, надглиняные, с интенсивно размытой

кровлей и непостоянной мощностью (в зависимости от рельефа кровли

нижележащего пласта огнеупорной глины, 2 - 5 м в юго-восточной части

карьерного поля - деформация N 1 и 8 - 14 м в северо-западной -

деформация N 2);

е) глина огнеупорная - верхний пласт, распространен в основном в

центральной и северо-западной частях карьерного поля, сильно эродирован,

местами размыт полностью - 0,4 - 3,0 м;

ж) пески кварцевые мелкозернистые глинистые, залегающие между верхним и

нижним пластами огнеупорной глины; в этих песках встречаются прослои

огнеупорной глины мощностью 0,20 - 0,90 м; мощность межглиняных песков,

включая прослои глины, - 1,3 - 6,6 м;

з) глина огнеупорная - нижний пласт переменной мощности; максимальная

мощность (2,0 - 3,8) приурочена к площади понижения пласта и нижней части

склона гребня пермских отложений; минимальная (0,3 - 2,0 м) - к верхней

части склона гребня;

и) пески кварцевые мелкозернистые глинистые, подглиняные - 8 - 12 м;

к) пески глауконитовые харьковского яруса мелкозернистые сильно

глинистые, переходящие в глину ("зеленка"), - 1,5 - 3,0 м;

л) толща пермских гипсо-соленосных отложений - плотные сланцеватые

глины с прослоями песков.

Средние мощности: вскрышных пород - от дневной поверхности до кровли

верхнего пласта огнеупорной глины - 35,0 м, верхнего пласта огнеупорной

глины - 1,7 м, межглиняных песков, включая маломощные прослои огнеупорной

глины, - 4,0 м; нижнего пласта огнеупорной глины, включая нерабочую

мощность (до 1,0 м), распространенную в верхней части склона гребня

пермских отложений, - 2,20 м.

В толще отложений на участке развития оползня имеется три водоносных

горизонта.

Первый - на кровле плотных суглинков (красно-бурых глин); здесь

установлены незначительные местные скопления воды в основании лессовидных

суглинков, в основном же этот водоносный горизонт представлен

незначительными водопроявлениями, отрицательно влияющими на устойчивость

вскрышных пород.

Второй - на кровле верхнего пласта огнеупорной глины, а там, где этот

пласт отсутствует, - на кровле нижнего пласта; в пониженных частях пласта

наблюдаются значительные скопления подземной воды в надглиняных

мелкозернистых и межглиняных глинистых песках; благодаря слабым

фильтрационным свойствам, эти пески приобретают характер плывунов; мощность

водоносных песков достигает 4 - 6 м, уровень воды находится на отметке 200

м (деформация N 1) и 202 - 204 м (деформация N 2); дебит этого горизонта

достигает 50 м3/час на 100 погонных метров протяженности борта.

Третий - на глауконитовых/глинистых песках и зеленых глинах (в

подглиняных песках); в наиболее пониженных частях подошвы нижнего пласта

огнеупорной глины воды этого горизонта обладают напором; при отработке

пласта огнеупорных глин до подглиняных песков наблюдаются прорывы подземных

вод, уровень воды при этом устанавливается на отметке 195 м.

Для защиты от затопления карьера в его подошве оставляется нижняя часть

пласта огнеупорной глины мощностью до 0,5 м.

Физико-механические свойства горных пород вскрыши рудника "Южный" не

изучались. Показатели прочности приняты по результатам исследований

УкрНИИпроекта, проведенных в 1961 - 63 гг. по теме N 54-61/5: "Выбор

оптимальных параметров бортов карьеров и откосов уступов в условиях

неустойчивых пород Часов-Ярского и Ново-Райского месторождений огнеупорных

глин", применительно к условиям Днепропетровского рудника Часов-Ярского

комбината, находящегося в аналогичных условиях.

Усредненные характеристики прочности оползневого массива, определенные

методом обратного расчета Ю.М. Николашиным и В.А. Жилка, соответственно

равны: 00000219.wmz = 0,11 (00000220.wmz = 6°20'), K = 4,2 т/м2 при объемном весе

деформированных пород 00000221.wmz = 1,54 т/м3.

13. Причины оползня: Несоответствие параметров борта карьера

инженерно-геологическим условиям. При установлении параметров борта не

учитывались:

а) сложный рельеф пермских отложений, характеризующийся чередующимися

поднятиями (гребнями, куполами) и резкими понижениями (на участке

возникшего оползня), обусловленными карстовыми явлениями;

б) низкая прочность песчано-глинистых пород на контакте кровли

огнеупорной глины и надглиняных песков, падающем под углом 16 - 20° в

сторону выработанного пространства и являющемся поверхностью скольжения, а

также высокая пластичность глин при естественной влажности 20 - 24%.

14. Меры, принятые для предупреждения и ликвидации оползня. Для

ликвидации и предупреждения оползня борта необходимо:

а) разгрузить рабочий борт от оползших масс горных пород и вывезти их

на внешний отвал автотранспортом на расстояние 30 км;

б) уменьшить результирующий угол наклона борта карьера до 20° путем

увеличения ширины рабочей площадки между 1-м и 2-м уступами.

15. Дополнительные сведения: подземные и атмосферные воды, поступающие

в карьер, откачиваются карьерным водоотливом.

16. Должностные лица, привлеченные к выяснению причин и разработке по

ликвидации деформации.

Состав комиссии:

к.т.н. Бережной И.Н. - главный инженер треста "Огнеупорнеруд",

Дикун Л.А. - главный инженер горного управления Часов-Ярского

комбината,

Моисеенко В.Я. - главный инженер проекта института "Южгипроруда",

Пейхвассер Р.В. - руководитель геологической группы института

"Южгипроруда",

Пушко А.Т. - главный маркшейдер треста "Огнеупорнеруд",

Кульбацкий А.Я. - главный геолог горного управления Часов-Ярского

комбината,

к.т.н. Шевченко И.П. - старший научный сотрудник ДонНИГРИ,

к.т.н. Николашин Ю.М. - старший научный сотрудник ВИОГЕМ,

Жилка В.А. - старший инженер ВИОГЕМ

17. Графические приложения к паспорту деформации:

1. План участка (масштаб 1:1000), рис. 1 - 1 экз.

2. Разрезы (масштаб 1:500), рис. 2 - 1 экз.

3. Фотографии, рис. 3 - 1 экз.

ГЛ. МАРКШЕЙДЕР Прокофьев Е.М.

ГЛ. ГЕОЛОГ Кульбацкий А.Я.