Таблица 2. Структура основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования
Структура основной профессиональной образовательной
программы начального профессионального образования
┌──────┬─────────────────────────────────────────┬────────────┬──────────┬───────────────────┬────────────┐
│Индекс│ Наименование циклов, разделов, модулей, │ Всего │В т.ч. ча-│ Индекс и │ Коды │
│ │ требования к знаниям, умениям, │максимальной│сов обяза-│ наименование │формируемых │
│ │ практическому опыту │ учебной │тельных │ дисциплин, │компетенций │
│ │ │ нагрузки │учебных │ междисциплинарных │ │
│ │ │обучающегося│занятий │ курсов (МДК) │ │
├──────┼─────────────────────────────────────────┼────────────┼──────────┼───────────────────┼────────────┤
│ │Обязательная часть циклов ОПОП и раздел │ 864 │ 576 │ │ │
│ │"Физическая культура" │ │ │ │ │
├──────┼─────────────────────────────────────────┼────────────┼──────────┼───────────────────┼────────────┤
│ОП.00 │Общепрофессиональный цикл │ 416 │ 292 │ │ │
│ ├─────────────────────────────────────────┼────────────┼──────────┼───────────────────┼────────────┤
│ │В результате изучения обязательной │ │ │ОП.01. Основы │ОК 1 - 7 │
│ │части цикла обучающийся по │ │ │технического │ПК 1.1 - 1.3│
│ │общепрофессиональным дисциплинам должен: │ │ │черчения │ПК 2.1 - 2.3│
│ │уметь: │ │ │ │ │
│ │ читать рабочие и сборочные чертежи и │ │ │ │ │
│ │схемы; │ │ │ │ │
│ │ выполнять эскизы, технические рисунки и│ │ │ │ │
│ │простые чертежи деталей, их элементов, │ │ │ │ │
│ │узлов; │ │ │ │ │
│ │знать: │ │ │ │ │
│ │ правила чтения технической │ │ │ │ │
│ │документации; │ │ │ │ │
│ │ способы графического представления │ │ │ │ │
│ │объектов, пространственных образов и │ │ │ │ │
│ │схем; │ │ │ │ │
│ │ правила выполнения чертежей, │ │ │ │ │
│ │технических рисунков и эскизов; │ │ │ │ │
│ │ технику и принципы нанесения размеров │ │ │ │ │
│ ├─────────────────────────────────────────┼────────────┼──────────┼───────────────────┼────────────┤
│ │уметь: │ │ │ОП.02. Основы │ОК 1 - 7 │
│ │ читать инструкционно-техническую │ │ │слесарных, │ПК 1.1 - 1.3│
│ │документацию; │ │ │слесарно-сборочных │ПК 2.1 │
│ │ составлять технологический процесс по │ │ │работ │ПК 2.2 │
│ │чертежам; │ │ │ │ │
│ │знать: │ │ │ │ │
│ │ основные понятия и определения │ │ │ │ │
│ │технологических процессов изготовления │ │ │ │ │
│ │деталей и изделий; │ │ │ │ │
│ │ основные виды слесарных работ, │ │ │ │ │
│ │технологию их проведения, применяемые │ │ │ │ │
│ │инструменты и приспособления; │ │ │ │ │
│ │ основы резания металлов в пределах │ │ │ │ │
│ │выполняемой работы; │ │ │ │ │
│ │ основные сведения о механизмах, │ │ │ │ │
│ │машинах, деталях машин, сопротивлении │ │ │ │ │
│ │материалов; │ │ │ │ │
│ │ слесарные операции, их назначение, │ │ │ │ │
│ │приемы и правила выполнения; │ │ │ │ │
│ │ технологический процесс слесарной │ │ │ │ │
│ │обработки; │ │ │ │ │
│ │ слесарный инструмент и приспособления, │ │ │ │ │
│ │их устройство, назначение и правила │ │ │ │ │
│ │применения; │ │ │ │ │
│ │ правила заточки и доводки слесарного │ │ │ │ │
│ │инструмента; │ │ │ │ │
│ │ правила и приемы сборки деталей под │ │ │ │ │
│ │сварку; │ │ │ │ │
│ │ технологическую документацию на │ │ │ │ │
│ │выполняемые работы, ее виды и содержание;│ │ │ │ │
│ │ технологические процессы и технические │ │ │ │ │
│ │условия сборки, разборки, ремонта, │ │ │ │ │
│ │подналадки узлов, сборочных единиц и │ │ │ │ │
│ │механизмов, испытания и приемки; │ │ │ │ │
│ │ подъемно-транспортное оборудование, его│ │ │ │ │
│ │виды и назначение; │ │ │ │ │
│ │ правила эксплуатации грузоподъемных │ │ │ │ │
│ │средств и механизмов, управляемых с │ │ │ │ │
│ │пола; │ │ │ │ │
│ │ допуски и посадки, классы точности, │ │ │ │ │
│ │чистоты; │ │ │ │ │
│ │ принципиальные схемы средств измерений;│ │ │ │ │
│ │ назначение и правила применения │ │ │ │ │
│ │контрольно-измерительного инструмента │ │ │ │ │
│ ├─────────────────────────────────────────┼────────────┼──────────┼───────────────────┼────────────┤
│ │уметь: │ │ │ОП.03. │ОК 1 - 7 │
│ │ рассчитывать основные параметры │ │ │Электротехника │ПК 1.1 - 1.3│
│ │электрических схем; │ │ │ │ПК 2.1 │
│ │ использовать в работе │ │ │ │ПК 2.2 │
│ │электроизмерительные приборы; │ │ │ │ │
│ │ применять оборудование с │ │ │ │ │
│ │электроприводом; │ │ │ │ │
│ │ подбирать по справочным материалам │ │ │ │ │
│ │приборы и устройства электронной │ │ │ │ │
│ │техники с определенными параметрами и │ │ │ │ │
│ │характеристиками; │ │ │ │ │
│ │знать: │ │ │ │ │
│ │ основы электротехники, электроники, │ │ │ │ │
│ │механики, гидравлики, автоматики в │ │ │ │ │
│ │пределах выполняемой работы; │ │ │ │ │
│ │ правила пуска, остановки │ │ │ │ │
│ │электродвигателей, установленных на │ │ │ │ │
│ │эксплуатируемом оборудовании; │ │ │ │ │
│ │ аппаратуру защиты электродвигателей; │ │ │ │ │
│ │ защиту от короткого замыкания; │ │ │ │ │
│ │ заземление, зануление │ │ │ │ │
│ ├─────────────────────────────────────────┼────────────┼──────────┼───────────────────┼────────────┤
│ │уметь: │ │ │ОП.04. Основы │ОК 1 - 7 │
│ │ выбирать материалы для профессиональной│ │ │материаловедения │ПК 1.1 - 1.3│
│ │деятельности; │ │ │ │ПК 2.1 │
│ │ определять основные свойства материалов│ │ │ │ПК 2.2 │
│ │по маркам; │ │ │ │ │
│ │ расшифровывать марки материалов; │ │ │ │ │
│ │знать: │ │ │ │ │
│ │ основные сведения о металлах и сплавах │ │ │ │ │
│ │и их классификацию; │ │ │ │ │
│ │ виды абразивных инструментов; │ │ │ │ │
│ │ назначение и свойства охлаждающих и │ │ │ │ │
│ │смазочных жидкостей, моющих составов │ │ │ │ │
│ │металлов, припоев, флюсов, протрав; │ │ │ │ │
│ │ влияние температур на размеры деталей; │ │ │ │ │
│ │ маркировку и основные свойства │ │ │ │ │
│ │материалов специального режущего │ │ │ │ │
│ │инструмента; │ │ │ │ │
│ │ технические требования на основные │ │ │ │ │
│ │материалы и полуфабрикаты в │ │ │ │ │
│ │машиностроении; │ │ │ │ │
│ │ хранение смазочных материалов │ │ │ │ │
│ ├─────────────────────────────────────────┼────────────┼──────────┼───────────────────┼────────────┤
│ │уметь: │ │ │ОП.05. Допуски, │ОК 1 - 7 │
│ │ осуществлять соединение узлов с │ │ │посадки и │ПК 1.1 - 1.3│
│ │соблюдением размеров и их │ │ │технические │ПК 2.1 - 2.3│
│ │взаиморасположения при подвижной │ │ │измерения │ │
│ │посадке со шплинтовым креплением; │ │ │ │ │
│ │знать: │ │ │ │ │
│ │ виды погрешностей и их сущность; │ │ │ │ │
│ │ виды и назначение допусков и посадок; │ │ │ │ │
│ │ точность обработки, понятие о │ │ │ │ │
│ │квалитетах и параметрах шероховатости │ │ │ │ │
│ │поверхности, их обозначение на чертежах; │ │ │ │ │
│ │ нормы допусков и износов деталей и │ │ │ │ │
│ │узлов │ │ │ │ │
│ ├─────────────────────────────────────────┼────────────┼──────────┼───────────────────┼────────────┤
│ │уметь: │ │ │ОП.06. Охрана труда│ОК 1 - 7 │
│ │ осуществлять выполнение требований │ │ │ │ПК 1.1 - 1.3│
│ │охраны труда, промышленной и пожарной │ │ │ │ПК 2.1 - 2.3│
│ │безопасности при управлении, │ │ │ │ │
│ │эксплуатации и ремонте локомотивов (по │ │ │ │ │
│ │видам) и подвижного состава; │ │ │ │ │
│ │знать: │ │ │ │ │
│ │ законодательство в области охраны │ │ │ │ │
│ │труда; │ │ │ │ │
│ │ возможные опасные и вредные факторы, │ │ │ │ │
│ │средства защиты; │ │ │ │ │
│ │ правила и нормы охраны труда, техники │ │ │ │ │
│ │безопасности, промышленной санитарии и │ │ │ │ │
│ │противопожарной и экологической │ │ │ │ │
│ │безопасности │ │ │ │ │
│ ├─────────────────────────────────────────┼────────────┼──────────┼───────────────────┼────────────┤
│ │уметь: │ │ │ОП.07. Основы │ОК 1 - 7 │
│ │ использовать основные информационные │ │ │информационных │ПК 1.1 - 1.3│
│ │технологии сбора, размещения, хранения, │ │ │технологий в │ПК 2.1 - 2.3│
│ │накопления данных в профессионально │ │ │профессиональной │ │
│ │ориентированных информационных системах; │ │ │деятельности │ │
│ │ использовать изученные программные │ │ │ │ │
│ │средства при испытаниях, регулировке и │ │ │ │ │
│ │наладке узлов и механизмов подвижного │ │ │ │ │
│ │состава; │ │ │ │ │
│ │знать: │ │ │ │ │
│ │ основные понятия обработки информации; │ │ │ │ │
│ │ прикладные программы, используемые при │ │ │ │ │
│ │испытаниях, регулировке и наладке узлов │ │ │ │ │
│ │и механизмов подвижного состава │ │ │ │ │
│ ├─────────────────────────────────────────┼────────────┼──────────┼───────────────────┼────────────┤
│ │уметь: │ │ 32 │ОП.08. Безопасность│ОК 1 - 7 │
│ │ организовывать и проводить мероприятия │ │ │жизнедеятельности │ПК 1.1 - 1.3│
│ │по защите работающих и населения от │ │ │ │ПК 2.1 - 2.3│
│ │негативных воздействий чрезвычайных │ │ │ │ │
│ │ситуаций; │ │ │ │ │
│ │ предпринимать профилактические меры для│ │ │ │ │
│ │снижения уровня опасностей различного │ │ │ │ │
│ │вида и устранения их последствий в │ │ │ │ │
│ │профессиональной деятельности и быту; │ │ │ │ │
│ │ использовать средства индивидуальной и │ │ │ │ │
│ │коллективной защиты от оружия массового │ │ │ │ │
│ │поражения; │ │ │ │ │
│ │ применять первичные средства │ │ │ │ │
│ │пожаротушения; │ │ │ │ │
│ │ ориентироваться в перечне военно- │ │ │ │ │
│ │учетных специальностей и самостоятельно │ │ │ │ │
│ │определять среди них родственные │ │ │ │ │
│ │полученной профессии; │ │ │ │ │
│ │ применять профессиональные знания в │ │ │ │ │
│ │ходе исполнения обязанностей военной │ │ │ │ │
│ │службы на воинских должностях в │ │ │ │ │
│ │соответствии с полученной профессией; │ │ │ │ │
│ │ владеть способами бесконфликтного │ │ │ │ │
│ │общения и саморегуляции в повседневной │ │ │ │ │
│ │деятельности и экстремальных условиях │ │ │ │ │
│ │военной службы; │ │ │ │ │
│ │ оказывать первую помощь пострадавшим; │ │ │ │ │
│ │знать: │ │ │ │ │
│ │ принципы обеспечения устойчивости │ │ │ │ │
│ │объектов экономики, прогнозирования │ │ │ │ │
│ │развития событий и оценки последствий │ │ │ │ │
│ │при техногенных чрезвычайных ситуациях │ │ │ │ │
│ │и стихийных явлениях, в том числе в │ │ │ │ │
│ │условиях противодействия терроризму как │ │ │ │ │
│ │серьезной угрозе национальной │ │ │ │ │
│ │безопасности России; │ │ │ │ │
│ │ основные виды потенциальных опасностей │ │ │ │ │
│ │и их последствия в профессиональной │ │ │ │ │
│ │деятельности и быту, принципы снижения │ │ │ │ │
│ │вероятности их реализации; │ │ │ │ │
│ │ основы военной службы и обороны │ │ │ │ │
│ │государства; │ │ │ │ │
│ │ задачи и основные мероприятия │ │ │ │ │
│ │гражданской обороны; │ │ │ │ │
│ │ способы защиты населения от оружия │ │ │ │ │
│ │массового поражения; │ │ │ │ │
│ │ меры пожарной безопасности и правила │ │ │ │ │
│ │безопасного поведения при пожарах; │ │ │ │ │
│ │ организацию и порядок призыва граждан │ │ │ │ │
│ │на военную службу и поступления на нее │ │ │ │ │
│ │в добровольном порядке; │ │ │ │ │
│ │ основные виды вооружения, военной │ │ │ │ │
│ │техники и специального снаряжения, │ │ │ │ │
│ │состоящих на вооружении (оснащении) │ │ │ │ │
│ │воинских подразделений, в которых │ │ │ │ │
│ │имеются военно-учетные специальности, │ │ │ │ │
│ │родственные профессиям НПО; │ │ │ │ │
│ │ область применения получаемых │ │ │ │ │
│ │профессиональных знаний при исполнении │ │ │ │ │
│ │обязанностей военной службы; │ │ │ │ │
│ │ порядок и правила оказания первой │ │ │ │ │
│ │помощи пострадавшим │ │ │ │ │
├──────┼─────────────────────────────────────────┼────────────┼──────────┼───────────────────┼────────────┤
│П.00 │Профессиональный цикл │ 368 │ 244 │ │ │
├──────┼─────────────────────────────────────────┼────────────┼──────────┼───────────────────┼────────────┤
│ПМ.00 │Профессиональные модули │ 368 │ 244 │ │ │
├──────┼─────────────────────────────────────────┼────────────┼──────────┼───────────────────┼────────────┤
│ПМ.01 │Техническое обслуживание и ремонт │ │ │МДК.01.01. │ОК 1 - 7 │
│ │основных узлов обслуживаемого │ │ │Конструкция, │ПК 1.1 - 1.3│
│ │оборудования, электрических машин, │ │ │устройство, │ │
│ │аппаратов, механизмов и приборов │ │ │техническое │ │
│ │подвижного состава │ │ │обслуживание и │ │
│ │В результате изучения профессионального │ │ │ремонт подвижного │ │
│ │модуля обучающийся должен: │ │ │состава │ │
│ │иметь практический опыт: │ │ │ │ │
│ │ выявления неисправностей основных узлов│ │ │ │ │
│ │оборудования и механизмов подвижного │ │ │ │ │
│ │состава; │ │ │ │ │
│ │ проведения демонтажа, монтажа, сборки и│ │ │ │ │
│ │регулировки узлов и механизмов │ │ │ │ │
│ │подвижного состава; │ │ │ │ │
│ │ проведения ремонта узлов, механизмов и │ │ │ │ │
│ │изготовления отдельных деталей; │ │ │ │ │
│ │уметь: │ │ │ │ │
│ │ осуществлять технический осмотр │ │ │ │ │
│ │основных узлов механического, │ │ │ │ │
│ │пневматического и электрического │ │ │ │ │
│ │оборудования и механизмов подвижного │ │ │ │ │
│ │состава; │ │ │ │ │
│ │ определять неисправности и объем работ │ │ │ │ │
│ │по их устранению и ремонту; │ │ │ │ │
│ │ разбирать узлы вспомогательных частей │ │ │ │ │
│ │ремонтируемого объекта подвижного │ │ │ │ │
│ │состава в условиях тугой и скользящей │ │ │ │ │
│ │посадок деталей; │ │ │ │ │
│ │ ремонтировать и изготовлять детали │ │ │ │ │
│ │узлов оборудования; │ │ │ │ │
│ │ производить демонтаж и монтаж отдельных│ │ │ │ │
│ │приборов пневматической системы; │ │ │ │ │
│ │ осуществлять соединение узлов с │ │ │ │ │
│ │соблюдением размеров и их │ │ │ │ │
│ │взаиморасположения при подвижной │ │ │ │ │
│ │посадке со шплинтовым креплением; │ │ │ │ │
│ │ проверять действие пневматического │ │ │ │ │
│ │оборудования под давлением сжатого │ │ │ │ │
│ │воздуха; │ │ │ │ │
│ │знать: │ │ │ │ │
│ │ устройство основных узлов оборудования,│ │ │ │ │
│ │их назначение и взаимодействие; │ │ │ │ │
│ │ конструкцию, технические и │ │ │ │ │
│ │эксплуатационные показатели │ │ │ │ │
│ │обслуживаемого оборудования; │ │ │ │ │
│ │ виды ремонта подвижного состава, объем │ │ │ │ │
│ │работ, периодичность, технологию работ │ │ │ │ │
│ │по техническому обслуживанию и ремонту │ │ │ │ │
│ │подвижного состава; │ │ │ │ │
│ │ устройства универсальных и специальных │ │ │ │ │
│ │приспособлений │ │ │ │ │
├──────┼─────────────────────────────────────────┼────────────┼──────────┼───────────────────┼────────────┤
│ПМ.02 │Контроль качества отремонтированных │ │ │МДК.02.01. Виды и │ОК 1 - 7 │
│ │узлов обслуживаемого оборудования, │ │ │технология │ПК 2.1 - 2.3│
│ │электрических машин, аппаратов, │ │ │диагностики │ │
│ │механизмов и приборов подвижного состава │ │ │технического │ │
│ │В результате изучения профессионального │ │ │состояния узлов и │ │
│ │модуля обучающийся должен: │ │ │деталей подвижного │ │
│ │иметь практический опыт: │ │ │состава │ │
│ │ выполнения работ на стендах, │ │ │ │ │
│ │измерительных установках для исследования│ │ │ │ │
│ │состояния узлов и механизмов подвижного │ │ │ │ │
│ │состава; │ │ │ │ │
│ │ проведения испытаний узлов и механизмов│ │ │ │ │
│ │подвижного состава; │ │ │ │ │
│ │ составления дефектной ведомости и │ │ │ │ │
│ │оформления технической документации; │ │ │ │ │
│ │уметь: │ │ │ │ │
│ │ использовать контрольно-измерительные │ │ │ │ │
│ │приборы и инструменты для определения │ │ │ │ │
│ │состояния узлов и механизмов подвижного │ │ │ │ │
│ │состава; │ │ │ │ │
│ │ применять приемы и методы определения │ │ │ │ │
│ │неисправностей узлов и деталей │ │ │ │ │
│ │подвижного состава; │ │ │ │ │
│ │ уметь регулировать и испытывать │ │ │ │ │
│ │отдельные механизмы; │ │ │ │ │
│ │ составлять технические акты, дефектную │ │ │ │ │
│ │ведомость и другую техническую │ │ │ │ │
│ │документацию по проделанной работе; │ │ │ │ │
│ │знать: │ │ │ │ │
│ │ требования, предъявляемые к качеству │ │ │ │ │
│ │ремонта и отремонтированных узлов и │ │ │ │ │
│ │деталей; │ │ │ │ │
│ │ технические условия на испытания и │ │ │ │ │
│ │регулировку отдельных механизмов │ │ │ │ │
│ │подвижного состава; │ │ │ │ │
│ │ методы диагностики │ │ │ │ │
├──────┼─────────────────────────────────────────┼────────────┼──────────┼───────────────────┼────────────┤
│ФК.00 │Физическая культура │ 80 │ 40 │ │ОК 2 │
│ │В результате освоения раздела │ │ │ │ОК 3 │
│ │"Физическая культура" обучающийся должен:│ │ │ │ОК 6 │
│ │уметь: │ │ │ │ОК 7 │
│ │ использовать физкультурно- │ │ │ │ │
│ │оздоровительную деятельность для │ │ │ │ │
│ │укрепления здоровья, достижения жизненных│ │ │ │ │
│ │и профессиональных целей; │ │ │ │ │
│ │знать: │ │ │ │ │
│ │ о роли физической культуры в │ │ │ │ │
│ │общекультурном, профессиональном и │ │ │ │ │
│ │социальном развитии человека; │ │ │ │ │
│ │ основы здорового образа жизни │ │ │ │ │
│ ├─────────────────────────────────────────┼────────────┼──────────┼───────────────────┼────────────┤
│ │Вариативная часть циклов ОПОП │ 216 │ 144 │ │ │
│ │(определяется образовательным │ │ │ │ │
│ │учреждением) │ │ │ │ │
│ ├─────────────────────────────────────────┼────────────┼──────────┼───────────────────┼────────────┤
│ │Итого по обязательной части ОПОП, │ 1080 │ 720 │ │ │
│ │включая раздел "Физическая культура", и │ │ │ │ │
│ │вариативной части ОПОП │ │ │ │ │
├──────┼─────────────────────────────────────────┼────────────┼──────────┼───────────────────┼────────────┤
│УП.00 │Учебная практика (производственное │ 19 нед. │ 684 │ │ОК 1 - 7 │
│ │обучение) │ │ │ │ПК 1.1 - 1.3│
├──────┼─────────────────────────────────────────┤ │ ├───────────────────┤ПК 2.1 - 2.3│
│ПП.00 │Производственная практика │ │ │ │ │
├──────┼─────────────────────────────────────────┼────────────┼──────────┼───────────────────┼────────────┤
│ПА.00 │Промежуточная аттестация │ 1 нед. │ │ │ │
├──────┼─────────────────────────────────────────┼────────────┼──────────┼───────────────────┼────────────┤
│ГИА.00│Государственная (итоговая) аттестация │ 1 нед. │ │ │ │
└──────┴─────────────────────────────────────────┴────────────┴──────────┴───────────────────┴────────────┘
Нормативный срок освоения ОПОП НПО при очной форме получения образования составляет 43 недели, в том числе:
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875