4. Подготовка и проведение контроля на воде

4.1. За подготовку судов, участвующих в контроле на воде, несут ответственность руководители инспекторских подразделений, от которых формируется состав групп по осуществлению контроля на водных объектах.

4.2. Каждое судно ГИМС, участвующее в контроле на воде, имеет отличительный знак на лобовом стекле - эмблему и на носовой части судна - вымпел ГИМС МЧС России. Судно, не принадлежащее ГИМС, несет на лобовом стекле эмблему внештатного общественного инспектора. Отличительные знаки на патрульных судах должны быть хорошо различимы.

Патрульное судно, кроме обычного оборудования, предусмотренного нормами, должно быть укомплектовано дополнительными спасательными и сигнальными средствами (двумя-тремя комплектами). Все патрульные суда должны находиться в исправном состоянии.

4.3. На каждое судно, участвующее в контроле на воде, старшему патрульной группы выдается план-задание, в котором указывается: N плана-задания, наименование Центра ГИМС МЧС России по субъекту Российской Федерации (инспекторского отделения, инспекторского участка, группы патрульной службы), тип и бортовой номер судна, состав патрульной группы и должность, фамилия и инициалы старшего группы, маршрут рейда или патрулирования (район для контрольного поста), краткое изложение задания, организация связи, дата и время начала и окончания контроля.

Планы-задания подписываются и заверяются соответствующей печатью: для выходящих в рейд - начальниками отделов ГИМС ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации, их заместителями, а в остальных случаях - старшими госинспекторами. По окончании патрулирования (рейда, работы контрольного поста и т.д.) на обратной стороне плана-задания старший патрульной группы делает запись о проделанной работе.

4.4. Перед выходом судов для контроля на воде с личным составом патрульных групп проводится инструктаж, на котором объявляется маршрут движения (место и район ответственности контрольного поста), время начала и окончания несения службы, ставятся задачи на проведение контроля, обращается внимание на особенности обстановки на маршруте (в районе), доводится прогноз погоды на период проведения контроля на воде, при необходимости намечаются места укрытия от непогоды и определяется время прохождения контрольных точек на маршрутах, устанавливаются способы и средства связи между группами и с органом управления Центра ГИМС или отделом ГИМС ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации (радиосвязь, сигнальные ракеты и другие способы).

При проведении инструктажа инструктирующий убеждается в знании личным составом патрульной группы особенностей конкретного водоема (лоции, особенностей гидрологии, гидрометеоусловий, судоходной обстановки, других факторов), выборочно проверяет знание личным составом группы своих прав, Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, местных правил плавания и пользования водными объектами для плавания на маломерных судах, Правил охраны жизни людей на водных объектах и требований техники безопасности.

О получении инструктажа старшие патрульных групп расписываются в специальном журнале.

Инструктаж личного состава патрульных групп, выходящих в рейд, проводится начальниками отделов ГИМС главного управления МЧС России по субъектам Российской Федерации, их заместителями, а во всех других случаях - старшими госинспекторами.

4.5. Выходящий на водные объекты для контроля на воде личный состав патрульной группы должен быть опрятно одет (госинспекторы в форменной одежде с нагрудным служебным знаком), иметь: удостоверение госинспектора (внештатного общественного инспектора ГИМС, спасателя и т.д.), судовые и судоводительские документы, исправные снаряжение, средства наблюдения и связи (бинокли, радиостанции, ракетницы и др.), Правила пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, Правила охраны жизни людей на водных объектах, КоАП Российской Федерации (выписку), бланки необходимых процессуальных документов, в том числе:

протоколов об административных правонарушениях;

протоколов о направлении на медицинское освидетельствование;

протоколов о задержании маломерного судна;

актов на передачу маломерного судна на специализированную стоянку;

протоколов о досмотре маломерного судна;

протоколов об изъятии вещей и документов;

протоколов о доставлении;

постановления по делу об административном правонарушении;

предупреждения.

4.6. Старший патрульной группы руководит работой группы и при проведении контроля на воде обязан:

знать оперативную, навигационную и гидрометеорологическую обстановку на патрулируемых водных объектах;

знать дислокацию ближайших постов МВД и подразделений МЧС России, пограничных нарядов, общественных формирований по охране правопорядка и систему связи с ними;

осуществлять контроль за выполнением судоводителями требований Правил пользования маломерными судами на водных объектах РФ, Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах и действующих в данном районе правил плавания;

проверять у судоводителей наличие предусмотренных правилами документов;

при возникновении необходимости установленным порядком направлять судоводителей в медучреждения для проверки их на состояние опьянения;

в необходимых случаях останавливать и осматривать суда, техсостояние которых вызывает сомнение, и при обнаружении неисправностей, с которыми невозможна эксплуатация судна, запрещать его эксплуатацию;

при обнаружении нарушений правил пользования маломерными судами принимать меры по их пресечению и составлять протоколы о нарушении, руководствуясь КоАП Российской Федерации;

в случаях, предусмотренных КоАП Российской Федерации, отстранять судоводителей от управления судном, а судно по акту передавать на хранение за счет судовладельца на соответствующую спецстоянку;

осуществлять контроль за выполнением на водоемах правил охраны жизни людей на водных объектах и принимать меры по пресечению нарушений этих правил;

осуществлять контроль за соблюдением на водных объектах природоохранительного законодательства, пресекать случаи его нарушения и при первой же возможности информировать о них природоохранные органы;

оказывать помощь терпящим бедствие на воде и принимать меры по скорейшей доставке пострадавших для оказания им медпомощи, привлекая в установленном порядке для этих целей, при необходимости, оказавшиеся поблизости плавсредства юридических и физических лиц.

4.7. Решение об остановке и осмотре судов (плавсредств) принимает старший патрульной группы. Остановка судна производится подачей сигнала:

- повторяющимся горизонтальным движением флага;

- отмашкой белого цвета в сторону судна;

- командой голосом: "Катеру (парусному судну, мотолодке) бортовой номер (название) застопорить ход (остановиться, лечь в дрейф, подойти к борту) для проведения осмотра органами Государственной инспекции по маломерным судам". С целью обращения внимания судоводителя могут дополнительно подаваться сигналы судовой сиреной, прожектором, фарой-искателем или пиротехническими средствами с использованием сигнальных ракет.

Госинспектор с прибытием на борт остановленного судна обязан:

представиться судоводителю (капитану) судна по форме: "Государственный инспектор по маломерным судам", назвать свою фамилию, имя и отчество;

предъявить служебное удостоверение;

объявить причину остановки судна и потребовать от судоводителя (капитана) установленные судоводительские, судовые, грузовые и иные необходимые документы;

произвести осмотр судна на предмет технической исправности и выполнения экипажем и пассажирами правил охраны жизни людей на водных объектах, правил пользования маломерными судами и иных правил, обеспечивающих безопасность плавания.

Остановка судна и подход его к борту патрульного судна должны производиться вне судового хода, в безопасном месте с соблюдением мер предосторожности. Осмотр судна и проверка судоводительских и судовых документов, как правило, должны осуществляться у берега. Ответственность за безопасность маневрирования при остановке маломерного судна несет старший патрульной группы.

4.8. Взаимоотношения должностных лиц, проводящих контроль на воде, с судоводителями должны основываться на строгом соблюдении законности, четком исполнении своих обязанностей, сочетании решительности и принципиальности в выявлении правонарушений с внимательным, доброжелательным и уважительным отношением к судоводителю.

Разъяснения правонарушителю о неправомерности его действий необходимо давать без нравоучений, доброжелательно, убедительно и ясно, со ссылкой на соответствующие положения правил и других нормативных документов, действующих в сфере безопасности плавания и пользования маломерными судами.

В случае, если судоводитель, совершивший правонарушение, на замечания реагирует возбужденно, ему необходимо дать время успокоиться и предоставить возможность объяснить обстоятельства его неправомерных действий.

Старший патрульной группы при возникновении конфликтной ситуации, претензиях со стороны судоводителя (гражданина) должен разъяснить ему его право и порядок обжалования действий госинспектора, сообщить (повторить) свои должность, фамилию и номер нагрудного служебного знака, телефон и адрес инспекторского подразделения и органа управления Центра Государственной инспекции по маломерным судам или отдела Государственной инспекции по маломерным судам главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации.

4.9. По окончании каждого мероприятия по контролю на водных объектах старшие патрульных групп составляют письменные отчеты, в которых указываются: дата, время выхода и возвращения судов, участвующих в мероприятии, составы патрульных групп, маршрут, пройденное расстояние, количество осмотренных маломерных судов, количество выявленных нарушений, количество составленных протоколов, краткое описание нарушений и принятых мер. Отчеты представляются в установленном порядке лицу, утвердившему план-задание для принятия необходимых решений.

Во всех инспекторских подразделениях должен быть организован учет выявленных нарушений и принятых мер в журналах по форме, указанной в приложении. Анализу подлежат все случаи правонарушений на водных объектах, принятые меры по ним и профилактическая работа по их предупреждению. На основании анализа разрабатываются методы повышения эффективности контроля на воде.

Материалы о результатах контроля за безопасностью плавания маломерных судов систематически доводятся до широкого круга общественности и судоводителей с использованием для этого средств массовой информации. Сведения о результатах контроля на воде отражаются в Контрольно-наблюдательном деле водного объекта (наименование водного объекта) на территории деятельности инспекторского подразделения (наименование подразделения) Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по (наименование субъекта Российской Федерации).

Примечание: Не рекомендуется преследовать суда с не подчиняющимися требованиям госинспектора нетрезвыми гражданами и вооруженными лицами, если действия патрульной группы не обеспечиваются нарядом работников милиции. В подобном случае об опасной ситуации, возникшей на водоеме, ставится в известность ближайший орган внутренних дел и дальнейшие действия согласовываются с ним.