V. Порядок функционирования

5.1. Порядок функционирования ФБДОПИ

5.1.1. Ежегодно в установленные сроки центры госсанэпиднадзора (далее - ЦГСЭН) в субъектах Российской Федерации получают в установленном порядке от организаций, имеющих лаборатории радиационного контроля (далее - ЛРК), информацию о результатах исследований на содержание естественных радионуклидов в объектах окружающей среды за отчетный год.

5.1.2. ЦГСЭН в субъектах Российской Федерации оказывают организационную и методическую помощь организациям, участвующим в создании РБДОПИ и имеющим ЛРК, по подготовке ими сведений с первичной информацией для обобщения информации по субъекту Российской Федерации за год.

5.1.3. Организации (п. 5.1.1) заполняют сведения, содержащие первичную измерительную информацию, для обобщения ее на уровне субъекта Российской Федерации. Одна (бумажная) копия, содержащая первичную информацию, остается в архиве организаций (на постоянное хранение), а вторая и ее электронная копия передаются в центр госсанэпиднадзора в субъекте Российской Федерации или ЦГСЭН министерств и ведомств, осуществляющих госсанэпиднадзор на данной территории в установленные сроки.

5.1.4. В ЦГСЭН в субъектах Российской Федерации и ВБДОПИ проводится контроль полученной информации для подготовки обобщенных данных по субъекту Российской Федерации. Информация, не прошедшая входной контроль, возвращается для доработки и после внесения необходимых изменений повторно представляется в установленные сроки.

5.1.5. Ежегодно в установленные сроки ВБДОПИ обобщают данные по дозам облучения граждан за счет естественного и техногенно измененного радиационного фона на подведомственной территории и представляют сведения на бумажном носителе и в электронной форме в соответствующие ЦГСЭН в субъектах Российской Федерации для формирования РБДОПИ. Копии обобщенных данных ВБДОПИ в установленные сроки передают в ГНЦ РФ "Институт биофизики" ФУ "Медбиоэкстрем" при Минздраве России и ЦГСЭН в субъектах Российской Федерации.

5.1.6. ЦГСЭН в субъектах Российской Федерации - РБДОПИ ежегодно обобщают поступившую информацию по дозам облучения граждан за счет естественного и техногенно измененного радиационного фона, поступившую от ВБДОПИ и от организаций, имеющих ЛРК, и формируют РБДОПИ на уровне субъекта Российской Федерации.

5.1.7. РБДОПИ в установленные сроки передают в ГУ НИИРГ Минздрава России заверенную распечатку полученных данных, обобщенных по субъекту Российской Федерации в виде аналитических таблиц, и электронную копию РБДОПИ за отчетный год.

5.1.8. ГУ НИИРГ Минздрава России проводит анализ и обобщение данных региональных банков РБДОПИ и в установленные сроки передает в РГМДР распечатку аналитических отчетных таблиц и электронную копию федерального банка за отчетный год, которые должны включать:

- средние значения индивидуальных годовых эффективных доз облучения населения субъектов Российской Федерации (ведомств) за счет естественного и техногенно измененного радиационного фона, создаваемые отдельными источниками излучения;

- средние значения коллективных годовых эффективных доз облучения жителей субъектов Российской Федерации (ведомств) за счет естественного и техногенно измененного радиационного фона.

5.2. Порядок функционирования ФБДМ.

5.2.1. Контроль и первичный учет доз медицинского облучения граждан (пациентов) обеспечивает организация, использующая источники ионизирующего излучения в медицинских целях, тем самым обеспечивается создание и функционирование ОБДМ.

5.2.2. Научно-методическое руководство и обеспечение единства подходов в организации системы контроля и учета индивидуальных доз осуществляет Государственное учреждение "Санкт-Петербургский НИИ радиационной гигиены Минздрава России" (ГУ НИИРГ Минздрава России).

5.2.3. Функционирование всех уровней системы контроля и учета доз медицинского облучения осуществляется в соответствии с документами, входящими в нормативное обеспечение ЕСКИД, утвержденными в установленном порядке. При проведении радиационного контроля и оценки доз медицинского облучения граждан используются методические документы, утвержденные Минздравом России.

5.2.4. Совместимость используемых форматов данных и возможность организации эффективного информационного обмена обеспечивается использованием всеми уровнями системы учета доз медицинского облучения унифицированных программных продуктов, разработанных ФБДМ.

5.2.5. Ежегодно РБДМ проводится уточнение (составление) списка медицинских организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, использующих в диагностических медицинских целях источники ионизирующего излучения. Перечень организаций в электронной форме вносится в РБДМ и в установленные сроки передается в ФБДМ.

5.2.6. РБДМ осуществляет первичный визуальный контроль информации, полученной от медицинских организаций. При наличии ошибок или отсутствии необходимых данных информация возвращается в медицинскую организацию для доработки. Информация, прошедшая первичный контроль, заносится в блок входного контроля данных РБДМ и подвергается стандартному входному контролю с использованием унифицированных программных средств. Информация, прошедшая входной контроль, заносится в РБДМ, а не прошедшая его возвращается в медицинские организации для доработки. Окончательные данные о дозах облучения пациентов после внесения необходимых исправлений должны быть представлены в РБДМ в установленные сроки.

5.2.7. Информацию, обобщенную по субъекту Российской Федерации, РБДМ в установленные сроки представляет в ФБДМ.

5.2.8. ФБДМ осуществляет первичный визуальный контроль информации, полученной из РБДМ. При наличии ошибок или отсутствии необходимых данных информация возвращается в соответствующий РБДМ для доработки. Информация, прошедшая первичный контроль, заносится в блок входного контроля данных ФБДМ и подвергается стандартному входному контролю с использованием унифицированных программных средств. Информация, прошедшая входной контроль, заносится в ФБДМ. А не прошедшая его возвращается в РБДМ для доработки. Окончательные варианты данных о дозах облучения пациентов со всеми необходимыми исправлениями должны быть представлены в ФБДМ в установленные сроки.

5.2.9. ФБДМ осуществляет анализ всей полученной информации по дозам, обобщает ее, готовит и представляет в Департамент госсанэпиднадзора Минздрава России и в РГМДР обобщенные материалы о дозах медицинского облучения граждан Российской Федерации.

ФБДМ готовит и публикует ежегодный статистический справочник по дозам медицинского облучения населения регионов Российской Федерации за счет проведения диагностических рентгенорадиологических медицинских исследований. Окончательно отработанная информация по дозам медицинского облучения населения Российской Федерации заносится в защищенную от постороннего вмешательства часть ФБДМ. Дополнительно изготавливаются две копии этой информации на лазерных дисках, которые помещаются в специальное хранилище, защищенное от несанкционированного доступа посторонних лиц.

5.2.10. Любые изменения и дополнения информации, содержащейся в ФБДМ, могут производиться только по письменному распоряжению руководителя ФБДМ, заносимому в специальный прошнурованный и опечатанный печатью ГУ НИИРГ журнал. Туда же заносятся сведения обо всех внесенных изменениях и дополнениях с росписью их исполнителя. По каждому изменению информации, содержащейся в ФБДМ, в журнал вносится резолюция руководителя ФБДМ.

5.2.11. Поступившие в ФБДМ материалы на бумажном носителе подшиваются в специальные папки и хранятся в ФБДМ, после чего в установленном порядке сдаются в архив.

5.2.12. ФБДМ готовит и выдает справки о дозах медицинского облучения граждан по запросам Минздрава России.

5.2.13. На первом этапе (2001 - 2005 гг.) функционирования ФБДМ формируется система контроля и учета доз медицинского облучения граждан Российской Федерации на основе единых методических подходов и получения в ФБДМ информации о дозах медицинского облучения граждан, обобщенных по субъектам Российской Федерации. Силами ФБДМ разрабатывается организационное, методическое и программное обеспечение системы контроля и учета доз медицинского облучения, обеспечивающее возможность использования единых компьютерных технологий на всех уровнях. Формируются необходимые для этого средства коммуникации и программные средства.