4-летняя начальная школа
├────────────┬───────────────────────┬───────────────────────────┤
└────────────┴───────────────────────┴───────────────────────────┘
Примечание. При введении 12-летнего обучения 3-летняя начальная школа исключается.
Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий в школах должны входить в объем максимально допустимой нагрузки учащихся.
2.8.10. Продолжительность урока не превышает 45 мин. Продолжительность малых перемен - не менее 10 мин., большой перемены (после второго или третьего уроков) - 30 мин. (вместо одной большой допускается проведение 2 перемен не менее 20 мин. каждая). В 1-х классах в целях облегчения процесса адаптации детей к обучению в школе следует применять "ступенчатый" режим учебных занятий с постепенным нарастанием учебной нагрузки:
- в сентябре - октябре - 3 урока по 35 мин. каждый;
- со II четверти - 4 урока по 35 мин. каждый;
- со II полугодия - согласно п. 2.8.9.
Для обучающихся в 1 классах в течение года устанавливаются (в середине III четверти) дополнительные недельные каникулы.
2.8.11. В начальной школе не проводятся сдвоенные уроки.
Для учащихся 5 - 9 классов сдвоенные уроки допускаются для проведения лабораторных, контрольных работ, уроков труда, физкультуры (плавание, лыжи).
Сдвоенные уроки по основным и профильным предметам допускаются при условии их проведения следом за уроком физкультуры или динамической паузой продолжительностью не менее 30 мин.
В 10 - 11 классах допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам.
2.8.12. В классах компенсирующего обучения количество учащихся не должно превышать 20 человек. Продолжительность урока в таких классах составляет не более 40 мин. В соответствии с табл. 2.6, дневная учебная нагрузка учащихся классов компенсирующего обучения составляет 5 уроков в начальной школе и 6 уроков в средней ступени школы. Коррекционно-развивающие занятия в этих классах входят в объем предельно допустимой нагрузки, установленной для каждого возраста.
Для сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели учащиеся компенсирующих классов должны иметь облегченный учебный день в середине недели (среда).
Учащиеся классов компенсирующего обучения должны быть обеспечены необходимой медико-психологической помощью (психолог, педиатр, логопед), специально подготовленными педагогами.
2.8.13. Построение учебного процесса проводится с учетом биоритмологических закономерностей умственной работоспособности детей и подростков. Им соответствует:
- проведение школьных занятий в первую смену;
- преподавание наиболее трудных предметов на 2 - 3 уроках;
- приготовление домашних уроков в интервале 16 - 18 ч;
- организация в середине школьных занятий или после них спортивного часа;
- частичное ограничение учебной нагрузки в четверг за счет проведения вместо самоподготовки экскурсий, зрелищных мероприятий, занятий общественно полезным трудом;
- планирование контрольных работ, изложение нового материала с учетом того, что наиболее высокий уровень функционального состояния центральной нервной системы учащихся приходится на вторник и среду.
Контрольные работы следует проводить в соответствии с графиком, утвержденным директором образовательного учреждения, не более чем по одному предмету в день в одном классе в часы наивысшей работоспособности. Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый и последний день учебной недели. Запрещается проведение контрольных работ на последних уроках.
2.8.14. В учебно-воспитательном процессе двигательная активность должна составлять для дошкольников и младших школьников - до 50% дневного бюджета времени, а для старших школьников - до 30%.
Организацию двигательного режима см. в разделе 2.10.
2.8.15. Во второй половине дня организуется самоподготовка учащихся, а также различные виды активной деятельности и отдыха: прогулка на пришкольном участке в сочетании с подвижными играми, экскурсии на природу, общественно полезный труд на пришкольном участке - от 1 до 1,5 ч, производительный труд - в определенные дни учебной недели (табл. 2.7).
2.8.16. Самоподготовку следует начинать не раньше 16 ч после проведения мероприятий по восстановлению необходимого уровня работоспособности учащихся (спортивный час). Длительность выполнения домашних заданий не должна превышать: в 1 классе со второго полугодия - 1 ч (в I полугодии домашние задания не задаются), для учащихся 2-х классов - 1,5 ч, 3 - 4-х - 2,0 ч, 5 - 6-х - 2,5 ч, 7 - 8-х - 3 ч, 9 - 11-х классов - 4,0 ч.
Учащимся разрешается выбирать порядок выполнения домашних заданий по собственному усмотрению. По завершению отдельных этапов работы учащимся следует предоставлять возможность индивидуальных перерывов, поскольку общий для всех перерыв может нарушать рабочую установку отдельных школьников. Учащимся, заканчивающим подготовку уроков раньше остальных, разрешается приступать к занятиям по интересам. Необходимо учитывать индивидуальные привычки учащихся при подготовке устных заданий (только "вслух" или только сосредоточенно "про себя"). Для этих целей учащимся (особенно старших классов) следует использовать читальный зал или другие свободные помещения.
Домашние задания не задаются учащимся первого класса в первом полугодии, учащимся начальных классов - на выходные дни, всем учащимся - на каникулярное время.
2.8.17. После окончания самоподготовки и пребывания детей на воздухе внеучебное время заполняется видами деятельности эмоционального характера: зрелищные мероприятия, занятия в кружках, чтение, репетиции, тихие игры и т.д., общей продолжительностью не более 1,5 ч.
Виды деятельности эмоционального характера равномерно распределяются на протяжении учебной недели и сбалансированы с двигательно-активными мероприятиями в течение учебного дня согласно примерной схеме (табл. 2.7).
2.8.18. Занятия в кружках и секциях проводятся не чаще двух раз в неделю длительностью до 1 ч для младших школьников и 1,5 ч - для старших.
Допускается участие одного воспитанника не более чем в 2 различных кружках, предпочтительно, чтобы один из них был с физической нагрузкой (спортивный, танцевальный и т.п.).
При проведении кружковых занятий с использованием компьютеров необходимо учитывать возрастные регламенты непрерывной работы с ними:
- для учащихся 1-х классов 6-летнего возраста не более 10 мин.;
- для учащихся 1 - 5 классов - не более 15 мин.;
- для учащихся 6 - 7 классов - не более 20 мин.;
- для учащихся 8 - 9 классов - не более 25 мин.;
- для учащихся 10 - 11 классов - не более 30 мин.
Для профилактики зрительного утомления после работы с компьютером проводится комплекс упражнений гимнастики для глаз - 1 - 2 мин., а в середине занятия - перерыв для организации подвижного отдыха длительностью 10 мин.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875