Специальные требования к порядку организации и проведения внеплановой проверки приведены в ст. 10 Закона N 294-ФЗ.
5.2. Важно обратить внимание, что ограничения по времени проведения проверок, установленные частью 2 статьи 13 Закона N 294-ФЗ в отношении малых предприятий и микропредприятий, не распространяются на внеплановые проверки (см. раздел 6 Методических рекомендаций).
То есть при любых внеплановых проверках действует общее ограничение в 20 рабочих дней для каждой из проверок.
При этом необходимо учитывать, что продление срока внеплановых проверок не допускается.
5.3. Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 Закона N 294-ФЗ.
Таким образом, внеплановая проверка может быть:
Форму проведения проверки избирает руководитель (заместитель руководителя) органа Роспотребнадзора и указывает в распоряжении о проведении проверки.
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований (п. 1 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ);
2) поступление в Роспотребнадзор или его территориальные органы обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан (подп. "б" п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ);
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены) (подп. "в" п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ);
3) приказ (распоряжение) руководителя органа Роспотребнадзора, изданный в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации (п. 3 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ).
При выявлении признаков административных правонарушений, но при отсутствии перечисленных выше оснований для проведения внеплановой проверки, следует исходить из оснований для проведения процессуальных мероприятий, указанных в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (см. п. 10.6 Методических рекомендаций).
5.6. Обращения граждан подлежат рассмотрению в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В случае получения обращения, имеющего признаки анонимности (т.е без указания фамилии и почтового адреса заявителя), но содержащего данные о причинении вреда жизни, здоровью граждан или возникновении угрозы причинения такого вреда, а также о нарушении прав потребителей, должностному лицу Роспотребнадзора, рассматривающему данное обращение, следует принять меры по установлению личности заявителя по указанным в его обращении сведениям (номер телефона, адрес электронной почты и т.п.).
5.7. Особое внимание при назначении внеплановых проверок следует обратить на требования ч. 5 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, регулирующие согласование внеплановых проверок с органами прокуратуры Российской Федерации.
Указанному согласованию подлежат внеплановые проверки только при одновременном наличии следующих обстоятельств:
- проверка проводится по основаниям, указанным в пп. "а" и "б" п. 2 части 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ (причинение вреда жизни, здоровью граждан либо возникновение угрозы данного причинения).
Порядок согласования в органах прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, а также утверждение органа прокуратуры для согласования проведения внеплановой выездной проверки устанавливается Приказом Генерального прокурора Российской Федерации (см. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 27.03.2009 N 93).
Несогласование внеплановой выездной проверки при указанных выше обстоятельствах с соответствующим органом прокуратуры относится к категории грубых нарушений требований к организации и проведению проверок (ст. 20 Закона N 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица, а также является основанием для привлечения виновных должностных лиц к ответственности.
5.8. С органами прокуратуры Российской Федерации не должны согласовываться следующие внеплановые проверки:
2) проверки при истечении срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
3) проверки во исполнение приказа (распоряжения) руководителя органа Роспотребнадзора, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации;
4) проверки при нарушении прав потребителей.
Нужно учитывать, что, несмотря на отсутствие необходимости в указанных выше случаях получения согласования прокуратуры, для проведения внеплановой проверки обязательно должно присутствовать одно из оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ (см. п. 5.4 Методических рекомендаций).
5.9. Согласование проведения внеплановых выездных проверок органами Роспотребнадзора производится по месту осуществления деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:
- прокурорами (заместителями прокуроров) субъектов Российской Федерации - в отношении проверок, проводимых должностными лицами центрального аппарата Роспотребнадзора и/или его территориальных управлений;
- прокурорами (заместителями прокуроров) городов, районов и иных территориальных прокуратур - в отношении проверок, проводимых соответственно городскими, районными либо иными территориальными подразделениями отделами управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации;
- военными, транспортными и иными специализированными прокурорами (их заместителями) - в соответствии с установленной компетенцией и закрепленными предметами ведения.
5.10. Типовая форма заявления о согласовании органами Роспотребнадзора с органами прокуратуры Российской Федерации проведения внеплановой выездной проверки устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (см. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 141).
Заявление о согласовании подписывается руководителем органа Роспотребнадзора или его заместителем.
К заявлению прилагаются копия распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки и документы, которые содержат сведения, послужившие основанием ее проведения.
Заявление и прилагаемые к нему документы должны быть представлены в день подписания распоряжения о проведении проверки в орган прокуратуры (по месту осуществления деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя) непосредственно, заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью.
5.11. Заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки и прилагаемые к нему документы, представленные в органы прокуратуры, рассматриваются в день их поступления в целях оценки законности проведения внеплановой выездной проверки.
По результатам рассмотрения заявления о согласовании и прилагаемых к нему документов не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем их поступления, прокурорами (их заместителями), указанными в п. 5.9 Методических рекомендаций, принимается решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения.
Формы решений о согласовании либо отказе в согласовании проведения внеплановой выездной проверки утверждены Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 27.03.2009 N 93.
Решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки либо об отказе в согласовании ее проведения должно представляться в письменной форме в двух экземплярах, один из которых в день принятия решения представляется либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, в соответствующий орган Роспотребнадзора.
Второй экземпляр решения остается в прокуратуре и хранится в отдельном надзорном производстве с представленными органами Роспотребнадзора документами.
5.12. Основаниями для отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки, предусмотренными ч. 11 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, являются:
1) отсутствие документов, прилагаемых к заявлению о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
2) отсутствие основания для проведения внеплановой выездной проверки, предусмотренного частью 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ (см. п. 5.4 Методических рекомендаций);
3) несоблюдение требований, установленных Законом N 294-ФЗ, к оформлению решения органа Роспотребнадзора о проведении внеплановой выездной проверки (см. п. п. 3.2 - 3.4 Методических рекомендаций);
4) осуществление проведения внеплановой выездной проверки противоречит федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
5) несоответствие предмета внеплановой выездной проверки полномочиям органа Роспотребнадзора;
6) проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля.
5.13. Необоснованный отказ в согласовании проведения внеплановой выездной проверки следует обжаловать вышестоящему прокурору или в суд немедленно после получения такого отказа в письменной форме.
Данную жалобу либо исковое заявление вправе подписывать:
- руководитель Роспотребнадзора или его заместитель;
- руководитель управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации, по железнодорожному транспорту или его заместитель;
- руководитель территориального отдела управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации, по железнодорожному транспорту или его заместитель.
Необходимо учитывать, что рассмотрение таких жалоб в органах прокуратуры Российской Федерации не приостанавливает действие обжалуемого решения.
Порядок приостановления действия указанного решения при обращении в суд регламентирован положениями процессуального законодательства.
5.14. В случае получения отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки должностное лицо Роспотребнадзора, ответственное за проведение проверки, при отсутствии оснований для обжалования такого отказа:
1) принимает необходимые меры по устранению причин для отказа в согласовании проведения проверки, если они связаны с отсутствием необходимых приложенных документов, нарушением при оформлении решения о проведении внеплановой выездной проверки и т.п., и повторно направляет в соответствующий орган прокуратуры заявление о согласовании проверки;
2) продолжает только документарную проверку, если отказ органа прокуратуры обоснован отсутствием предусмотренного законодательством основания для проведения выездной проверки;
3) прекращает проведение проверки в установленном порядке (см. п. 3.12 и п. 3.13 Методических рекомендаций).
5.15. Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, а также обнаружение нарушений обязательных требований в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка в момент совершения таких нарушений, в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы Роспотребнадзора вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры об осуществлении мероприятий по контролю посредством направления соответствующих документов в течение двадцати четырех часов (ч. 12 ст. 10 Закона N 294-ФЗ).
В этом случае прокурор или его заместитель принимает решение о согласовании проведения внеплановой проверки в день поступления соответствующих документов.
Решение прокурора или его заместителя о согласовании проведения внеплановой выездной проверки либо об отказе в согласовании ее проведения оформляется в письменной форме в двух экземплярах, один из которых в день принятия решения представляется либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, в соответствующий орган Роспотребнадзора.
В случае если требуется незамедлительное проведение внеплановой выездной проверки, копия решения о согласовании проведения внеплановой выездной проверки может направляться с использованием информационно-телекоммуникационной сети.
5.16. Проверяемое лицо должно быть уведомлено любым доступным способом не менее чем за двадцать четыре часа до начала проведения внеплановой выездной проверки, основанием для которой является:
2) приказ (распоряжение) руководителя органа Роспотребнадзора, изданный в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
Нарушение данного срока относится к категории грубых нарушений требований к организации и проведению проверок (ст. 20 Закона N 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица.
В случае, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется (ч. 17 ст. 10 Закона N 294-ФЗ).
Данное уведомление также не требуется, если основанием для проведения проверок указано в п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ (поступление обращений, заявлений, информации о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, о нарушении прав потребителей) (см. пп. 2 п. 5.4 Методических рекомендаций).
5.17. Особенности проведения внеплановых проверок членов саморегулируемых организаций указаны в частях 18 и 20 ст. 10 Закона N 294-ФЗ.
В случае проведения в отношении члена саморегулируемой организации внеплановой проверки следует в обязательном порядке уведомить данную саморегулируемую организацию в целях обеспечения возможности участия или присутствия ее представителя в ходе проверки.
5.18. Органы прокуратуры Российской Федерации организуют учет проводимых внеплановых выездных проверок, а также ежегодный мониторинг внеплановых выездных проверок.
Органы прокуратуры Российской Федерации вправе организовывать проведение сверок данных с органами Роспотребнадзора об осуществленных внеплановых проверках по итогам работы за каждое полугодие.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей