3.1. Типы и характеристики рефрижераторных контейнеров (классификация)

3.1. Типы и характеристики рефрижераторных контейнеров (классификация).

3.1.1. Рефрижераторные контейнеры Международной системы ISO, предназначенные для перевозки скоропортящихся грузов, классифицируются по следующим признакам:

по грузоподъемности и максимальному размеру: крупнотоннажные - масса брутто 30 т, максимальный размер 40 футов (12,2 м); среднетоннажные - масса брутто 20 т, максимальный размер 20 футов (6,1 м); малотоннажные - масса брутто 10 т, максимальный размер 10 футов (3,05 м);

по конструкции: жесткие, сборно-разборные, роду и толщине теплоизоляции;

по материалам изготовления: цельнометаллические стальные, из легких алюминиевых сплавов, комбинированные с металлическим каркасом и панелями из клееной фанеры.

3.1.2. Согласно рекомендациям Международной организации по стандартизации (документ 35Е ISO/ТК 104/ПК-2) контейнеры для перевозки скоропортящихся грузов подразделяются на три основных типа и классифицируются по следующим признакам:

1. Рефрижераторные контейнеры с автономной (дизель-генераторной) холодильной установкой. Варианты:

I, 10-футовые 2,44 x 2,44 x 3,05 м;

IC, 20-футовые 2,44 x 2,44 x 6,1 м;

IA и IAA, 40-футовые, 2,44 x 2,44 x 12,2 м.

Имеют теплоизоляцию внешних ограждений, обеспечивают поддержание в грузовом помещении заданных параметров температуры, относительной влажности, кратности воздухообмена с окружающей средой. Диапазоны температур от +12 до -25 °C. Предназначены для длительных (более 1 - 2 мес.) перевозок всех видов скоропортящихся грузов: мороженых, охлажденных, плодоовощных. К этой же группе относятся и рефрижераторные контейнеры с автономной (дизель-генераторной) холодильной установкой и обогревом. Это наиболее универсальные и дорогостоящие контейнеры со сложной конструкцией, рассчитаны практически на все возможные варианты длительных перевозок всех видов скоропортящихся грузов. Имеют собственную автономную холодильную установку, которая может быть встроенной (built-in unit), т.е. размещенной в специальном отсеке, входящем в габаритные размеры контейнера, и находящейся против торцевой двери или съемно-навесной (clip-on unit).

Для морских перевозок скоропортящихся грузов широко применяют рефрижераторные контейнеры со съемными холодильными установками, которые в судовых условиях подключаются к (трюмной) централизованной или децентрализованной холодильной установке, а также в комбинации с рефконтейнерными автономными дизель-генераторными установками (на палубе). При переходах с морского транспорта на сухопутный на рефконтейнеры помещают съемные холодильные установки.

2. Термоизолированные (называемые чисто изотермическими) контейнеры.

Варианты габаритных размеров аналогичны типу I. Наружные ограждения этих контейнеров теплоизолированы. Теплоизоляция ограничивает теплообмен между внутренним объемом контейнера и окружающей средой. Никаких устройств для поддержания рекомендованных термовлажностных режимов перевозимых скоропортящихся грузов у контейнеров нет. Контейнеры предназначены для перевозок на короткие расстояния (3 - 7 сут.) скоропортящихся грузов, не требующих жесткого поддержания термовлажностных режимов, таких, как, например, мясокопчености, шпиг, сало, копченые колбасы, сыры, зимние сорта плодоовощей.

Разновидностью этих контейнеров являются термоизолированные контейнеры с электроподогревом и вентиляцией. Во всем остальном они аналогичны изотермическим. Предназначены для перевозок скоропортящихся грузов в зимнее время года (при минусовых температурах). С помощью отопительной системы обеспечивают поддержание заданных параметров температуры в диапазоне от +12 до 0 °C. В них, в основном, перевозят плодоовощи, охлажденные продукты.

3. Рефрижераторные контейнеры с немашинным охлаждением.

Эти контейнеры имеют теплоизоляцию внешних ограждений и свой

(автономный) источник холода, размещаемый в специальных резервуарах,

находящихся, как правило, в грузовых помещениях контейнеров. В качестве

хладоносителя используется сухой лед (углекислота CO ), льдосоляные и

2

эвтектические смеси, жидкий азот N и т.д.

2

Жидкий азот размещается в резервуарах с вакуумной теплоизоляцией

(система "Poljarstreni"), из которых он небольшими порциями подается в

грузовые помещения. Имеется система автоматически заданных параметров

.

температуры в пределах -2 - 30 °C. Контейнеры предназначаются для

.

краткосрочных (3 - 10 сут.) перевозок практически всех видов

скоропортящихся грузов.

3.1.3. В соответствии с новым ГОСТ 19417-74 "Контейнеры специализированные. Типы. Основные параметры и размеры" в СССР в ближайшие годы будут внедрены унифицированные по Международной системе ISO следующие рефрижераторные контейнеры, предназначенные для перевозки скоропортящихся грузов:

рефрижераторные контейнеры с автономной холодильной установкой СК-5Р-30, 2438 x 2438 x 12192 мм, емкостью 50,0 м3, массой брутто 30480 кг; СК-5Р-20, 2438 x 2438 x 6058 мм, емкостью 20,3 м3, массой брутто 20320 кг;

изотермические: СК-5Н-20, 2438 x 2438 x 6058 мм, емкостью 26 м3, массой брутто 20000 кг.